Национальные религии Китая

В специфических условиях китайской действительности в середине I тыс. до н. е. формируются две основные национальные религии - конфуцианство и даосизм. После проникновения в Китай буддизма все три религии стали называться "сан-цзяо" (дословно "три религии"), которые соединяясь, углубляя и дополняя друг другу, на протяжении всей истории удовлетворяли духовные потребности китайского народа. Замкнутость и обособление Китая от соседних государств обусловили уникальность и неповторимость этих религиозных систем, несмотря на наличие в них и таких элементов, которые были заимствованы от других этносов.
Своеобразие китайской религиозности составляет рационализм, этический интеллектуализм, ориентированность на общественную практику и социальное поведение. Китайцы не искали спасения в загробной жизни. Отмечая древних племенных богов и пророков, следуя традиционной культовой практики поклонения предкам, китайцы больше стремились достойно вести себя в земной жизни не нарушая общепринятые нормы и правила этикета. Поклоняясь духам стихий, китайцы особенно уважительно относились к духам предков, которые постоянно участвовали в жизни каждой семьи и семьи. Умершим родственникам делали ежедневные приношения, а на стенах домов помещали таблички с именами умерших. Кроме чествования предков, китайцы приносили жертвы многочисленным божествам, поклонялись идолам различных духов, следуя сложной системы магических и религиозных церемоний в Древнем Китае не было института жречества и храмов. Священническое ритуалы отправлял сам император и государственные служащие.
Рационалистический характер китайского мировоззрения оказался в евгемеризации мифов, когда главных мифических героев трактовали как реальных правителей, императоров, или чиновников. В древней мифологии изображались и культурные герои - изобретатели важнейших материальных средств, предметов труда, совершенствовали и улучшали жизнь, способствовали цивилизационном росту. Значительную роль играли и древние анимистические представления и многочисленные тотемические культы. Различные духи, которые наполняли природу приобретали зооантропоморфных вида. Самые мифы о хаосе (Хунь-тунь), праматерь Нюй-ва (в виде получеловека-полузмеи или дракона) и первопредка Пань-Гу, разбивший первичное мировое яйцо и отделил Небо от Земли. Особенно развитым в Древнем Китае был культ Неба, которое, обладая совершенством и вечностью, наказывает виновных и награждает добрых и справедливых. Существовал также культ Земли, связанный с земледельческим деятельностью крестьян, их заботой о судьбе урожая.