рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Возникновение буддизма

Возникновение буддизма - раздел Религия, Религия ответы на зачет Древнейшая Из Мировых Религий — Буддизм. Буддизм Возник В Vi-V Вв. До Н. Э. В...

Древнейшая из мировых религий — буддизм. Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. в Северной Индии. Его появление было вызвано важными изменениями в индийском обществе: разрушением родо-гшеменных связей и порядков, усилением классового гнета и появлением крупных рабовладельческих государств. Прежние племенные религии перестали отвечать новым общественным условиям. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама -полулегендарный индийский царевич, разочаровавшийся в жизни и добровольно отрекшийся от удовольствий и роскоши царского двора. Основные положения буддизма изложены в „священных" книгах — так называемых Трипитака, или, на языке пали, Типи-така. Возникнув, по всей вероятности, в качестве одной из сект брахманизма, буддизм воспринял от этой религии ряд положений, в частности учения о карме и сансаре. В то же время буддизм подверг критике кастовую систему и запретил практиковавшиеся брахманизмом жертвоприношения. Буддийская религия учит, что жизнь во всех ее проявлениях — это цепь страданий, избавление от которых может быть достигнуто праведными людьми в нирване - полном небытии. Положение буддизма о непротивлении злу насилием, а также призывы к терпению, отказу от борьбы за лучшую жизнь на земле обезоруживали трудящихся в борьбе с эксплуататорами.

Буддизм довольно рано стал дробиться на секты. К I в. н. э. религия раскололась на два направления -тхеравада и махаяна. Тхеравада, или хинаяна (малая колесница), возникшая в Восточной Индии, проповедует „узкий путь спасения". Согласно этому учению, нирваны может достигнуть только узкий круг лиц - монашество. Тхеравада по своему характеру стоит ближе к ранним школам буддизма и гораздо решительнее требует отказа от всего мирского. Характерно, что в тхераваде Будда выступает еще не в роли бога, а в качестве человека исключительной моральной чистоты, великого учителя, указавшего другим людям путь к спасению.

Махаяна (большая колесница) обещает „широкий путь спасения". Достигнуть нирваны, по этому учению, может не только монах, но и мирянин. Кроме того, последователь ма-хаяны должен в первую очередь заботиться не о своем спасении, а о спасении других. Поэтому большое значение в махаяне придается прозели-тической деятельности. В отличие от тхеравады, признающей только па-лийский канон, махаяна берет на вооружение и ряд более поздних буддийских теологических сочинений, написанных на санскрите. Будда в этом учении уже не человек, а бог, причем вместо одного Будды появляются несколько будд (помимо будды Сакья-муни также будда Амитаба, будда Очирвани и т. д.). Большим почитанием пользуются и бодисатвы -лица, заслужившие переход в нирвану, но решившие остаться на земле для спасения других людей В махаяне появляются также суждения о рае и аде, отсутствовавшие в раннем буддизме.

Философия буддизма. Два течения в буддизме - хинаяна и махаяна.

Широкое распространение буддизма, особенно вне Индии, превращение его в господствующую религию привели к существенным изменениям в самом содержании учения. Эти изменения шли в двух направлениях. Во-первых, учение Будды приспосабливалось к местным условиям, делалось более понятным простому народу, а не только монахам, а во-вторых, происходило его дальнейшее усложнение. Вследствие этого вероучение распалось на два течения: хинаяну - "малая колесница" или узкий путь спасения, и махаяну - "большая колесница", или широкий путь спасения.

Хинаяна - более ранняя форма буддизма. Здесь нет яркого выраждения идеи Бога. Место Бога занимает в ней всеобщий нравственный закон кармы или дхармы. Согласно этому закону все в мире происходит таким образом, что ни один результат действия не происходит бесследно и каждая личность получает такой ум, тело и место в жизни, которые она заслужила своими прошлыми деяниями. Учение Будды показывает личности возможность достижения освобождения. Поэтому следует жить по указанному Буддой пути и надеяться получить освобождение в этой или какой-нибудь другой, будущей жизни. Хинаяна - это учение о помощи самому себе. Нужно твердо держаться слов Будды: "Будь светильником самому себе". Каждый может и должен сам для себя достигнуть высокой цели. Последователи хинаяны следуют в жизни последним словам Будды, которые он произнес прежде чем покинуть этот мир: "Трудитесь усердно над своим спасением".

Одним из непременных условий достижения просветления в хинаяне является выполнение обетов и медитация. Медитация - это особое состояние сосредоточенного размышления. Цель медитирования заключается в изменении психического состояния человека, так как на уровне обычного состояния человека, его обыденного сознания невозможно обрести "высшую мудрость" и, следовательно, выйти из круга перерождений. В хинаяне выделяется семь типов медитации, наиболее эффективным из которых считается "чистое сосредоточение", или сосредоточение на "неволнении": объектом медитирования является здесь "успокоенность" дхарм, т.е. нирвана.

В результате религиозной практики, которую буддист должен осуществлять в течение многих перерождений, он, наконец, становится "архатом", святым, полностью освободившимся от всех без исключения "заблуждений" и, следовательно, от каких-либо "привязанностей" к этому миру. Во время жизни "архат" находится в "нирване с остатком", поскольку еще обладает физическим телом (оно как раз и является "остатком"). После смерти, т.е. распада физического тела, он обретает "нирвану без остатка" и ни в каком облике больше не возродится, поскольку дхармы, "волнение" которых обусловливало его бесчисленные перерождения, полностью "успокоены".

Но этот путь предназначался только для сильных, которых очень мало в этом мире. Основная масса людей не могла следовать по этому пути, ибо он требовал ухода от жизни, его могли достигать только монахи. Основная же масса людей принесла в буддизм свои привычки, верования и традиции, которые вскоре становятся частью принятой ими новой религии. Так возникла школа махаяны.

Основателем учения махаяны считается видный буддийский богослов Нагарджуна, живший в I веке н.э. в Южной Индии. Последователи этой школы буддизма считали, что основная идея вероучения - каждый человек может достигнуть нирваны только личными усилиями - налагает на человека непомерный груз. Этот узкий путь доступен только немногим, массе же народа нужен более легкий путь, более широкий. Религия без Бога или Богов народной массе недоступна: верующим нужен Бог или Боги. И вот сам основатель вероучения Гаутама превратился для последователей махаяны из учителя мудрости в Бога. Постепенно развился культ Будды. Возникло представление, что Будда Шакьямуни Гаутама - это лишь один из множества Будд. Постепенно количество Будд дошло до 1000.

Кроме Будд предметом почитания в махаяне стали бохисатвы - существа, достигшие совершенства, но живущие среди людей, чтобы спасать их. Затем возникли представления об аде и рае.

В махаянистском учении осталось очень мало от первоначального буддизма как философско-этической и религиозной системы. Зато в этой, более гибкой по своей форме разновидности, буддизм оказался способен к гораздо более широкому проникновению в разные страны. Подавляющее большинство буддийских школ, возникших в регионе распространения буддизма, в основу своих учений положили доктрины махаяны. Представители некоторых из них - китайские, японские и тибетские разработали свои сложнейшие религиозно-философские системы: например, дзен-буддизм, ламаизм и прочее.

Современный японский исследователь буддизма Г.Сузуки в своей книге пишет следующее:

Махаянизм - это буддизм, который, будучи вдохновляемым прогрессивным духом, расширил свой первоначальный размах настолько, насколько это можно сделать, не вступая в противоречия с основными положениями учения Будды, и ассимилировал другие религиозно-философские верования, чувствуя, что посредством этого могли быть спасены люди различных характеров и интеллектуальных дарований".

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религия ответы на зачет

Структурно функциональный подход к исследованию религии является частным случаем применения структурно функционального метода к анализу.. ведущим свойством и признаком религиозного сознания является религиозная вера.. в религиозном сознании преобладают чувственные формы особенно велика роль представлений важным компонентом..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возникновение буддизма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религиозная деятельность.
Религии присуща соответствующая деятельность. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность в религии. Нерелигиозная деятельность осуществляется в нерелигиозных сферах: производственна

Религиозные организации
Последователи вероисповедания образуют религиозную общность. Существование и функционирование общности обеспечивается организацией. Общность со всеми своими организационными элементами представляет

Функции религии
Как специфическая подсистема религия занимает определенное место в социальной системе и выполняет социокультурные функции, по которым теоретики определяют роль религии в обществе. Имея представлени

Объективно-идеалистическая концепция
Объективно-идеалистическая концепция в том или ином варианте – философская основа всякой теологии. Поэтому именно она господствует в теологической и религиозно-философской литературе. Исхо

Субъективно-идеалистическая концепция
Субъективно-идеалистическая концепция объяснения сущности религии берет свое начало в трудах немецкого протестантского священника и богослова Фридриха Шлейермахера. От Шлейе

Натуралистическая (биологизаторская) концепция религии
Согласно этой концепции, религия рождается внутренними потребностями человеческого организма – его инстинктами, влечениями, физиологическими реакциями. Так, американский религиовед Р. Бэ

Атеистическая концепция религии
Атеистическая концепция религии свое наиболее последовательное, законченное развитие получила в марксизме. Согласно марксизму, религия имеет социальную природу, поскольку «сущность человека не есть

Происхождение религии
Попытки понять сущность, происхождение, назначение религии сопровождают всю историю человеческой мысли. В далеком прошлом исследование этих проблем традиционно происходило в рамках скептицизма и на

Ранние формы религиозных верований
Большинство религиоведов склонны рассматривать тотемизм в качестве одной из наиболее ранних форм религии (хотя есть и другие точки зрения) как в силу его значительной примитивности

Культ животных
Обожествление животных в династическом Египте имело место на протяжении веков, восходя к доисторическому тотемизму, с которым в ряде случаев было сильно сближено, фактически составляя явления одног

Быки и коровы
          Крупный рогатый скот обожествлялся, выступая ка

Крокодил
Весь период истории Древнего Египта в различных областях почитались обожествлённые крокодилы. Выбирались отдельные, «верховные», особи, становившиеся местными божествами, которых окружали почётом,

Внешний вид
Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспек

Сотворение мира
В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Гелиополис, Гермополис и Мемфис — выработали различные варианты космогони

Убийство Осириса
Четвёртое поколение эннеады стало в то же время героями одного из наиболее ярких египетских мифов. Сет, ненавидевший своего брата Осириса, придумал коварный план его убийства. Он узнал размеры его

Война богов
Гор, выросший среди людей, узнал о своем божественном происхождении и о родителях. Он решил отомстить Сету и начал борьбу против него. У него появились многочисленные союзники, такие, как бывшая су

Объединение страны
Ра, видевший, что мир пустеет, потому что никто не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на совет, чтобы решить, кто должен стать фараоном всего мира. Однако боги разделились во мнениях,

Уничтожение человечества
Было время, когда боги жили на земле среди людей, а Ра был фараоном и в царстве богов, и в загробном мире. Но со временем он стал дряхлым и слабым, и не одни боги решили воспользоваться этим. Люди

Культ Атона
Атон, олицетворяющий солнце, был всеобщим божеством в религии Эхнатона. В период его правления почитание Атона многократно увеличилось, что дает право некоторым исследователям говорить о его моноте

Погребальный культ
Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привели в конце концов к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру. Культ умерших был для е

Между Тигром И Евфратом
Месопотамию — плодородную долину между двумя большими реками Азии Тигром и Евфратом — называют колыбелью цивилизации. Шесть тысяч лет тому назад в

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
Если мифология греков поражает своей красочностью, разнообразием, богатством художественного вымысла, то римская религия бедна легендами. Религиозные представления римлян, которые, по существу явля

Зарождение
Синто, как религиозная философия, является развитием анимистических верований древних жителей Японских островов. Существует несколько версий возникновения синто: экспорт этой религии

Объединение
Становление синто как национальной и государственной религии японцев относят к периоду VII—VIII веков н. э., когда страна была объединена под властью правителей центральной области Ямато. В процесс

Синтоизм и буддизм
Уже первоначальное объединение синтоизма в единую общегосударственную религию происходило под сильным влиянием буддизма, проникшего в Японию в VI—VII веке. Поскольку буддизм был весьма популярен у

Синтоизм и японское государство
Несмотря на то, что буддизм оставался государственной религией Японии вплоть до 1868 года, синтоизм не только не исчез, но и всё это время продолжал играть роль идеологической основы, объединяющей

Мифология синто
Основными источниками мифологии синтоизма являются вышеупомянутые сборники «Кодзики» и «Нихонги», созданные, соответственно, в 712 и 720 годах нашей эры. В них были включены объединённые и перерабо

Храмовый синтоизм
Наиболее распространённая из организованных форм синтоизма в настоящее время — храмовый синтоизм. Храмы в честь различных ками начали возводить с самого появления синтоизма как организованной религ

Синтоизм императорского двора
Существует ряд специфических синтоистских церемоний, проводящихся исключительно в трёх храмах, расположенных на территории императорского дворца, куда допускаются только члены императорской семьи и

Государственный синтоизм
В первые же годы реставрации Мэйдзи был выпущен указ об отделении буддизма от синтоизма, создан Департамент Синтоизма, а также вышла официальная декларация, объявляющая синтоизм государственной рел

Сектантский синтоизм
В период становления государственного синтоизма в Японии некоторые синтоистские общины не вошли в официальную государственную систему религиозного управления и остались существовать обособленно. Эт

Народный и домашний синтоизм
Личная вера в ками и следование синтоистским традициям в повседневной жизни, не обязательно связанные с регулярным посещением храмов и молитвами, характерны для достаточно большого числа жителей Яп

Приходы
Ввиду того, что синтоисты поклоняются многим богам и духам, на одной территории могут располагаться (и обычно располагаются) храмы, посвящённые разным ками, и верующие могут посещать несколько храм

Домашний алтарь
Для домашнего вознесения молитвы верующий, при наличии места и желания, может устроить маленький личный храм (в виде отдельного строения рядом с домом), но гораздо чаще для домашнего богослужения у

Основные ритуалы
В основе синтоистского культа лежит почитание ками, которому посвящается храм. Для этого отправляются ритуалы, имеющие целью установление и поддержание связи между верующими и ками, развлече

Домашнее моление
Синто не требует от верующего непременного частого посещения храмов, вполне достаточно участия в больших храмовых праздниках, а в остальное время человек может молиться дома или в любом другом мест

Моление в храме
Основным способом общения с ками для синтоиста является вознесение молитвы при посещении храма. Ещё перед тем, как войти на территорию храма, верующий должен привести себя в подобающее состояние: в

Священнослужители
Священники синто именуются каннуси. В наше время все каннуси разделяются на три разряда: священнослужители высшего ранга — главные священники храмов, — называются гудзи, священники вт

Синто и смерть
Смерть, болезнь, кровь, по представлениям синто — это несчастье, но не скверна. Тем не менее, смерть, ранение или болезнь нарушают чистоту тела и души, которые являются необходимым условием для хра

Организация
До реставрации Мэйдзи проведение обрядов и содержание храмов было, по сути, чисто общественным делом, к которому государство не имело никакого отношения. Храмы, посвящённые клановым божествам, соде

Синтоизм и другие религии Японии
Современный храмовый синтоизм, в соответствии с общими принципами поддержания духа гармонии, единства и сотрудничества, декларирует принципы терпимости и дружелюбия по отношению ко всем другим рели

Синтоизм в народных японских традициях
Синто является глубоко национальной японской религией и в каком-то смысле олицетворяет японскую нацию, её обычаи, характер и культуру. Вековое культивирование синто в качестве основной идеологическ

Национальные религии Китая
В специфических условиях китайской действительности в середине I тыс. до н. е. формируются две основные национальные религии - конфуцианство и даосизм. После прони

Буддистское вероучение и культ
Основу буддийской религии составляют «четыре благородные истины». Согласно традиции, Благородные Истины были проповеданы Буддой в его первой проповеди в Оленьем Парке близ Бена

Община и культ
Культ и обыденная жизнь общины трудно отделимы друг от друга. Уже само существование еврейской общины, живущей одновременно по законам Торы и по законам страны изгнания, поддерживающей одновременно

Синагога и синагогальная служба
Непременными атрибутами синагоги являются арон-кодеш ( ковчег завета , шкаф для хранения свитков Торы) и бима (возвышение), на которой читают свиток Торы. Хотя молитва может происходи

Святые места и вещи
Наивысшей святостью места в иудаизме обладает Храмовая гора, затем - Иерусалим, затем - вся Земля Израиля. Святость остальных мест зависит от того, что в них находится. Святость городу в странах из

Календарь и обряды годового цикла
Еврейский календарь - солнечно-лунный. Год состоит из 12 или 13 лунных месяцев, длящихся от новолуния до новолуния, 29 или 30 суток. Названий месяцев - 12 (нисан, ияр, сиван, тамуз, ав, элул, ти

Обряды жизненного цикла
Имя новорожденному ребенку приянто давать в ходе связанного с ним ритуала. Для мальчиков это - обрезание, которое совершается на восьмой день. Отца девочки вызывают к Торе в ближайший после рождени

Священники, раввины, религиозная и светская власть
Духовенства в общепринятом смысле этого слова в иудаизме нет. Священниками или коэнами в иудаизме называют потомков Аарона, брата Моисея. Как правило, они носят фамилии Коган, Каган

СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ
Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимир

Русская православная церковь: основные исторические этапы развития
Рассуждение о православии невозможно вне связи с необходимой формой его бытия — церковью. Для приверженцев православной веры «воцерковленность» является обязательным

Церковная реформа и борьба с ней
Важным фактом русской истории XVII в. был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Никона. Наиболее существенными из нововведений, принятыми патриархом Никоном

Духовный потенциал старообрядчества.
В официальном православии существование царя и церкви отчасти принижало роль личной активности в деле спасения души. Отпадение раскольников от официальной власти и церкви резко обострило для н

Роль старообрядцев в развитии русского предпринимательства.
Скиты старообрядцев, такие, как Выгорецкое общежительство, принадлежавшие к поморскому согласию, только на первых порах строились на основе чисто демократических и уравнительных принципов. Рав

Протестанизм в России.
Наверно, найдется мало сведущих в данном вопросе людей, которые не согласятся с тем фактом, что "русского протестантизма" как единой оформленной религиозной идеи и, тем более, структуры в

О священных книгах мусульман
Коран (аль-Куран — «чтение вслух, наизусть») — главный источник исламского вероучения и права. Согласно исламской традиции, Коран был передан Мухаммаду Аллахом через ангела Джибраила.

История ислама в России

Мусульманские государства на территории стран СНГ
Также на территории стран СНГ (Кыргызстан, Таджикистан,Казахстан, Узбекистан) существовали: Казахское ханство(XV—XIX века), Хорезм (XV—XIX века), Бухарское ханство

Мусульмане в Великом княжестве Литовском
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и допо

Исламские государства Северного Кавказа. Имамат
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и допо

Мусульмане в СССР
Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские пр

Духовные управления мусульман в России
До 1991 г. в РСФСР действовало два духовных управления мусульман — Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) в Уфе и располо­женное Духовное управление мусульман Северно

Течения в исламе на территории России
Большинство российских мусульман — сунниты, придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов. К ханафитам принадлежит около 65 %, а к шафиитам 20-30 % российских мусульман. Татары, башкиры, каз

Ислам и проблема сепаратизма
В 1980-е годы среди советских мусульман стали распространяться идеи исламского фундаментализма. Сторонники «чистого ислама», как они себя называли, заметно выделялись из основной массы верующих акт

Исламское образование в России
В советское время кадры мусульманского духовенства России в основном готовили в расположенном в Бухаре медресе «Мир-Араб», а также в Исламском институте имени имама Аль-Бухари в Ташкенте.

Феномен нетрадиционной религиозности
Нетрадиционная религиозность - новое духовное явление XX века. Возникновение «новых сект», «новых религий» зафиксировано в США в 50- 60-х годах XX в. Новые духовные объедине

Церковно-государственные отношения в современной России
Гордиенко Н.С. доктор философских наук, профессор Проблема церковно-государственных отношений в равной степени актуальна как для религиоведов, так и для правоведов. Прихо

Статья 14.
  1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.   2. Религиозные объедин

Федеральный закон.
Статья 3.6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным ос

Свобода совести как феномен демократического общества
Российская Федерация – многонациональное государство. В России исповедуются все мировые религии, действуют многочисленные нетрадиционные церкви и объединения. Для современного российского общества

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги