Обряды жизненного цикла

Имя новорожденному ребенку приянто давать в ходе связанного с ним ритуала. Для мальчиков это - обрезание, которое совершается на восьмой день. Отца девочки вызывают к Торе в ближайший после рождения день, когда в синагоге читают Тору (понедельник, четверг, суббота или праздник), и в благословении после чтения вместе с именами родителей впервые звучит и имя новорожденной. В ашкеназской традиции принято давать детям имена умерших родственников.

Обрезание называют в еврейских текстах знаком завета, запечатленным, в отличие от письменной Торы, не на пергамене или бумаге, а на теле человека. На обряд обрезания приглашают гостей и устраивают праздничную трапезу, даже если день обрезания приходится на пост, который в этом случае отменяется для всех участвующих в обряде.

Во многих общинах принято не стричь детей до трех лет. Первая стрижка в этом случае также является важным ритуалом жизненного цикла. Также во многих общинах принято не состригать мальчикам пряди волос на висках - пейсы (от др.-евр. пеот - края).

Начало учебы (обычно около 5 лет) также сопровождается ритуалом, в ходе которого мальчик должен почувствовать сладкий вкус учния. Для этого используют мед, который юный ученик слизывает со страницы букваря, или сладкие пряники с еврейскими буквами, которые бросают на стол ангелы (стоящие позади ребенка родители) в награду за первые успехи в учении.

Совершеннолетие, согласно Галахе, наступает у девочек в 12 лет, у мальчиков - в 13. Достигший совершеннолетия мальчик называется бар-мицва (букв.: сын заповеди); отныне он несет полную ответственность за выполнение заповедей, участвует в молитве наравне со взрослыми мужчинами (в т.ч. может вести молитву). Первое выполнение этих новых обязанностей (в синагоге бар-мицву вызывают к Торе, которую он читает сам, демонстрируя свое умение, а также произносит проповедь) завершается праздничной трапезой. Для девочек (называемых соответственно бат-мицва - дочь заповеди ) подобного ритуала не существует, хотя в последнее время делаются попытки его создать (не только в реформистских, но и в ортодоксальных общинах).

Хотя Тора допускает возможность многоженства, у европейских евреев с X в. принята моногамия. В Восточной Европе браки были, как правило, ранними и матрилокальными (т.е. муж жил в доме родителей жены); очень важным, если не главным требованием, предъявлявшимся к жениху, было его образование, т.е. уровень владения Талмудом.

При заключении брака жених вручает невесте брачный договор и со словами Этим ты посвящаешься мне по закону Моисея и Израиля надевает на ее палец кольцо. Существенная часть ритуалов происходит под балдахином, называемым хупа, откуда и происходит название всего свадебного обряда. Во время хупы произносят над бокалом вина семь благословений, которые повторяются затем в течении семи дней во время свадебного пира. Стоя под хупой, жених разбивает бокал, что интерпретируется как память о разрушении Храма, которое делает любую радость неполной.

Хупа, как и другие еврейские обряды, не предусматривает особой роли раввина. Для заключения брака достаточно нескольких евреев, которые будут свидетелями брачного договора, надевания кольца и уединения молодых (в ходе ритуала жениха и невесту на несколько минут оставляют одних в закрытом помещении). Эти три элемента составляют галахическую основу свадебного ритуала. Метафора хупы часто используется для описания завета, заключенного Всевышним с народом Израиля у горы Синай.

Развод, по еврейскому закону, возможен только по обоюдному согласию. При этом муж должен написать разводное письмо - гет, которое его жена должна принять. Эта особенность закона приводила, в частности, к появлению агунот - соломенных вдов, мужья которых пропали без вести, и потому они не имели возможности развестись с ними, так же, как не могли доказать их смерть, и вынуждены были хранить бессрочную верность своим, возможно, уже умершим мужьям. Вопросы, связанные с агунот, активно обсуждались в галахической литературе; позднее, отчасти благодаря писателю Ш. Й. Агнону, псевдоним которого восходит к тому же термину, образ агуны приобрел метафорический смысл, описывающий отношения сегодняшней Общины Израиля со своим пропавшим без вести Мужем...

Еврейская традиция в целом не поощряет аскетизм и воздержание от сексуальных отношений. Однако, в соответствии с законами ритуальной чистоты, женщины примерно половину месячного цикла оказываются запрещенными для своих мужей. При этом для ритуального очищения после окончания регул и предписанного Торой отсчета 7 дней требуется погружение в микву - бассейн с живой водой , специальным образом построенный или же естественный.

Хоронить умерших является одной из заповедей Торы. Эта обязанность ложится на ближайших родственников умершего, а если их нет - на общину. Хоронят в земле, на еврейском кладбище. После похорон начинается 7-дневный траур - скорбящие (ближайшие родственники покойного) не выходят из дома, не готовят еду. Следующий период траура заканчивается на 30-й день. И в течении года сын умершего должен читать кадиш в синагоге, во время коллективной молитвы.