СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной.
Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима в 991 году. Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель. Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов - волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся религия. В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства.
Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих и многих поколений священнослужителей. И сейчас все еще преодолевается. Надо заметить, что элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных суеверий). Так многие распоряжения Владимира призванные укрепить новую веру, были проникнуты языческим духом.
Одной из проблем после формального крещения было просвещение подданных в христианском духе. Эту задачу выполняли священники иностранцы, в основном, выходцы из Болгарии, жители которой еще в IX века приняли христианство. Болгарская церковь обладала независимостью от константинопольского патриарха, в частности, могла избирать главу церкви. Это обстоятельство сыграло большую роль в развитии церкви на Руси. Не доверяя византийскому императору, Владимир решил подчинить русскую Церковь болгарским, а не греческим иерархам. Такой порядок сохранялся до 1037 года и был удобен тем, что Болгария пользовалась служебниками на славянском языке, близкому разговорному русскому.
Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества. Историческое значение этого времени заключалось в следующем:
Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.
Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
Непосредственным следствием принятия христианства Владимиром и распространения его в Русской земле было, разумеется, построение церквей. Владимир тотчас после крещения велит строить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры: так, поставлена была церковь святого Василия на холме, где стоял кумир Перуна и прочих богов. Владимир велел ставить церкви и определять к ним священников также и по другим городам и приводить людей к крещению по всем городам и селам. Здесь возникают два вопроса - по каким городам и областям и в какой мере было распространено христианство при Владимире, и потом - откуда явились при церквях священнослужители? Есть известия, что митрополит с епископами, присланными из Царьграда, с Добрынею, дядею Владимировым, и с Анастасом ходили на север и крестили народ; естественно, что они шли сначала по великому водному пути, вверх по Днепру до северного конца этого пути - Новгорода Великого. Здесь были крещены многие люди, построена церковь для новых христиан; но с первого раза христианство было распространено далеко не между всеми жителями; из Новгорода, по всей вероятности, водным путем проповедники отправились к востоку, до Ростова. Этим кончилась деятельность первого митрополита Михаила в 990 году; в 991 году он умер. Легко представить, как смерть его должна была опечалить Владимира в его новом положении; князя едва могли утешить другие епископы и бояре; скоро, впрочем, был призван из Царьграда новый митрополит - Леон; с помощью поставленного им в Новгороде епископа Иоакима Корсунянина язычество здесь было сокрушено окончательно. Вот любопытное известие об этом из так называемой Иоакимовой летописи: “Когда в Новгороде узнали, что Добрыня идет крестить, то собрали вече и поклялись все не пускать его в город, не давать идолов на ниспровержение”; и точно, когда Добрыня пришел, то новгородцы разметали большой мост и вышли против него с оружием; Добрыня стал, было уговаривать их ласковыми словами, но они и слышать не хотели, вывезли две камнестрельные машины (пороки) и поставил их на мосту; особенно уговаривал их не покоряться главный между жрецами, т.е. волхвами их, какой-то Богомил, прозванный за красноречие Соловьем.
Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.
Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финноязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчила болезненные процессы становления многонационального государства. Это государство развивалось на основе не национальной, а религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным.
Когда же народ потерял веру - государство развалилось. Государственный распад Руси отражал происходивший распад этнической системы: хотя во всех княжествах жили по-прежнему русские и все они оставались православными, чувство этнического единства между ними разрушалось. Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи.
Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологической акцией, предпринятой великокняжеской властью в целях освещения феодальных отношений, то приобщение Киевской Руси к христианству стимулировало социально-культурное развитие наших предков не прямо, а косвенно. Развитие процессом христианизации одних видов социально-культурной деятельности сопровождалось одновременным противодействием по отношению к другим. Например, поощряя живопись (фрески и иконы нужны были для культовых целей), ново утвердившаяся церковь осуждала ваяние (скульптуре в православном храме места нет). Культивируя пение а капелла, которым сопровождается православное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой не находилось богослужебного применения. Преследовался народный театр (скоморошество), подвергалось осуждению устное народное творчество, истреблялись как “языческое наследие” памятники дохристианской славянской культуры.
По поводу принятии христианства на Древней Руси можно сказать однозначно только одно: она стала новым витком в развитии общественных отношениях восточных славян.

16. Библия, как священная книга христианства — это собрание книг, которые в христианстве считаются Священным Писанием, ибо все, что записано в библейских книгах, продиктовано людям самим Богом. По своему составу Библия разделяется на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.

Поначалу среди христиан не существовало единого мнения о том, сколько именно и какие именно книги нужно считать Священными и включать в состав Библии. В IV в. н. э. был принят канон, т. е. правило, закон, по которому в состав Библии включалось определенное количество книг. Впрочем, с тех пор как христианство разделилось на несколько направлений (православие, католичество, протестантизм), в каждом из этих направлений существует свой канон книг Ветхого Завета.

Ветхий Завет — это древнееврейский Танах, в котором рассказывается история древнееврейского народа, а также представлен в письменном изложении процесс складывания у древних евреев монотеистического культа Яхве. Само слово «Завет» означает договор, заключенный Богом с древними евреями о том, что они будут исповедовать веру в Него, а Он будет покровительствовать их земной жизни.

Книги, входящие в Ветхий Завет, писались на протяжении нескольких столетий. В иудейской традиции канонизировано 39 книг в составе Танаха. Протестанты принимают еврейский канон. В католический канон входит 46 книг. Православная церковь в составе Ветхого Завета признает 50 книг.

Яндекс.Директ Все объявленияСрочно обновите свой Firefox! Новая версия Firefox устанавливается за 2 клика. fx.yandex.ru

Логический анализ позволяет разделить книги Ветхого Завета по их содержанию на несколько групп:
1. Пятикнижие — древнееврейская Тора или Законы.
2. Исторические книги, повествующие об истории древних евреев.
3. "Книги Премудрости" или поэтические книги.
4. Пророческие книги.

Книги еврейского Танаха именуются Ветхим Заветом только в христианской традиции. Ветхим, т. е. древним, Заветом эти книги стали называться уже после появления Нового Завета. В представлении христиан, это первый, древний Закон, данный людям Богом. Изначальная греховная природа людей не позволила им полностью понять этот Божественный Завет и тогда Ему пришлось дать человечеству Новый Завет. Вот почему Ветхий Завет считается неотъемлемой частью Писания христиан.

Интересно, что пророчество Нового Завета можно найти уже в книгах Ветхого Завета. Так, в книге пророка Иеремии Господь, обращаясь к иудеям, говорит: "Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них. И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня" (Иер. 31:38–40).

Новый Завет составляют книги, священность которых признается только христианами. По христианским верованиям, древние евреи не смогли соблюсти Завет, заключенный с Богом в древности, ибо не приняли Иисуса Христа как Мессию. Но именно Иисус как Сын Божий принес на Землю истинную Благодать, истинное Слово Божие и лишь уверовавшим в Него будет даровано Спасение после смерти. Учение Иисуса — это и есть Новый Завет, новое Слово Божие, предназначенное теперь уже всем, принявшим христианскую веру, а не только иудеям. В этом смысле Новый Завет — это последнее и окончательное слово Бога к человеку.

Разные христианские церкви признают единый канон Нового Завета, принятый еще в IV в. В состав Нового Завета входит 27 книг. Прежде всего, это Евангелия. Каноническими считаются четыре Евангелия (Четвероевангелие), именуемые по именам их авторов: Евангелие от Марка, Евангелие от Матфея, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна. Эти Евангелия были написаны во второй половине I в. н. э. Исторические исследования показали, что наиболее ранним является Евангелие от Марка, а наиболее поздним — Евангелие от Иоанна.

Необходимо заметить, что до канонизации четырех Евангелий, существовало еще несколько произведений с изложением учения Иисуса Христа и повествующих о его пребывании на Земле, например Евангелия от Фомы, от Василида, от Евреев, от Египтян и др. Эти Евангелия не признаются христианским каноном и считаются апокрифами (от греч. «апокрифос» «тайный», "скрытый"), т. е. ложными, поддельными. Апокрифами также называют книги, появившиеся уже после установления новозаветного канона, в которых сообщаются дополнительные сведения о жизни Иисуса, отсутствующие в канонических Евангелиях. Так, в "Протоевангелии Иакова" рассказывается о Марии, матери Иисуса. Детским годам Иисуса посвящено "Сказание Фомы, израильского философа, о детстве Господа".

В состав Нового Завета входят также:
— Деяния Апостолов;
— Послания Апостолов (14 Посланий Апостола Павла, 2 послания Апостола Петра, 3 Послания Апостола Иоанна, Послание Апостола Иакова и Послание Апостола Иуды);
— Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Интересно, что Восточное христианство, из которого впоследствии выросло православие, долгое время причисляло Откровение Иоанна к «спорным» новозаветным книгам, и оно самым последним было допущено в каноническое собрание христианских Писаний. Отголосок такого отношения к Откровению Иоанна сохранился в православии до сих пор: православный литургический календарь не содержит чтений из этой книги.

17. Православный культ.

 

 

Православное вероучение.

 

Основу православного вероучения составляет Никео-Цареградский символ

веры - изложение главных христианских догматов, безусловное признание

которых является обязательным для каждого православного христианина. Он был

утвержден Никейским (325 г.) и Константинопольским (381 г.) Вселенскими

церковными соборами.

Символ веры предусматривает веру в единого Бога, который существует в

трех равносущных ликах (ипостасях), составлявших Святую Троицу - Бога-Отца,

Бога-Сына и Бога - Духа Святого; в вочеловечение Бога-Сына - Иисуса Христа,

его крестную жертву ради преодоления первородного греха, воскресение,

вознесение на небеса, последующее пришествие на Землю для суда над живыми и

мертвыми; а также спасительную силу "единой святой соборной апостольской

Церкви".

Перечисление членов "Символа веры в православии" ("Верую") является

основной молитвой, аналогичной по функции исламской шахаде. Произнесение

"Символа веры" - обязательная часть ритуала принятия православной веры.

Особое значение в православном богословии отводится догмату о Святой

Троице. Различие православия с вероучением других христианских исповедании

- учение о Божественном единоначалии в Святой Троице: Бог-Отец как

Первоначало рождает Сына и изволит через него Святой Дух. В католическом

вероучении это понимается как соучастие Сына в изведении Святого Духа

(формула "филиокве" - "и от Сына"), что с точки зрения православного

богословия является ересью.

Священные книги. Главной священной книгой православных христиан, как и

всех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая в России

Священным писанием. Она разделяется на Ветхий завет - древнееврейские

тексты, рассматриваемые как богодухновенное изложение предыстории появления

Христа, и Новый завет - собственно христианские священные книги, содержащие

жизнеописание Христа и излагающее суть христианского вероучения. Ветхий

завет состоит из 50 книг. Новый завет - из 27. Исторический язык Ветхого

завета - древнееврейский, Нового завета - эллинистический греческий.

Непосредственно за Священным писанием по значимости православная

церковь ставит Священное предание, В состав Священного предания входят:

решения первых семи Вселенских соборов; решения Поместных соборов

автокефальных церквей, признанных общезначимыми; так называемая патристика

(святоотеческая литература) - сочинения восточных "отцов церкви",

установившие чины, каноны и апостольские правила православия. Авторитет

западных "отцов церкви" в православии признается, но не канонизируется; их

сочинения в православное Священное предание не включены.

В Русской церкви в богослужении и молитвословии используется

церковнославянский текст Библии, установленный и неизменный с 1751 г. В

мирском обращении и чтении используется русский текст Библии, впервые

полностью изданный в 1876 г. Церковнославянский перевод Библии традиционно

приписывается святым братьям Кириллу (Константину) и Мефодию (IX век).

Русский перевод выполнялся в 1818 -1875 гг. группой ученых иерархов и

богословов (так называемый синодальный перевод). В настоящее время он

распространен очень широко.

В тексте православной Библии 39 книг Ветхого завета переведены с

древнееврейского языка и считаются каноническими; 10 книг переведены с

греческого текста III - II веков до нашей эры (так называемой Септуагинты,

перевода "70 толковников"), одна книга - с латинского перевода IV века (так

называемой Вульгаты). Последние 11 книг считаются неканоническими, но

включаются в Библию ". Имеется ряд неканонических вставок в канонические

книги (особые примечания в тексте Библии). Названные особенности - главное

отличие православной Библии от католической, в которой все тексты

признаются каноническими. Новый завет един для всех христиан без

канонических различий.

Православная церковь в отличие от католической не осуждает

самостоятельное чтение Библии, полагая это достойным и богоугодным делом. В

то же время она считает такое чтение трудным для неподготовленных людей и

потому предостерегает их от попыток толкования священных текстов.

 

Таинства.

 

Благодатная сила церкви, переданная Христом через апостолов, находит

выражение в священнодействиях (особых культовых обрядах) - таинствах. Их

действенность связана с наличием апостольского преемства. Внешнее выражение

таинств христианской церкви имеет аналоги в священнодействиях

дохристианской религии (язычества), но приобретает совершенно иной смысл.

Христианство восприняло "формы" языческой религии, поскольку "весь

замысел христианства в том и состоит, чтобы все "формы" в этом мире не

заменить новыми, а наполнить новым и истинным содержанием... Крещение

водой, религиозная трапеза, помазание маслом - все эти основоположные

религиозные акты церковь не выдумала... все они уже имелись в религиозном

обиходе человечества.

В православии основными считаются семь таинств: крещение,

миропомазание, покаяние, причащение (евхаристия), священство, брак и

елеосвящение (соборование).

1. Крещение - приобщение человека к церкви. Оно совершается

посредством троекратного погружения в воду во имя Святой Троицы. В

православии крещение совершается как над взрослыми, прошедшими "оглашение"

(сознательное принятие поры), так и над младенцами по вере восприемников

(крестных родителей). Православие признает действительным крещение в любой

христианской конфессии, совершаемое во имя Святой Троицы. В отличие от

других таинств оно может совершаться в исключительных случаях (отсутствие

священника, болезнь ребенка) любым христианином-мирянином. Но при первой же

возможности крещеный таким образом человек и лицо, совершавшее крещение,

должны обратиться в храм к священнику, который проверит правильность

совершенного обряда и "довершит" его.

2. Миропомазание - обряд, производимый сразу после крещения. Оно

совершается посредством помазания частей тела (лба, ладоней, ступней)

святым миром - особым ароматическим маслом, освященным Собором епископов.

Означает введение в звание мирянина - члена церкви.

3. Покаяние - исповедание грехов перед священником - духовным отцом. В

православии покаяние, соединенное с отпущением грехов (исповедь),

происходит как по сознательной воле кающегося, так и при отсутствии его

воли, например в отношении тяжелобольного в бессознательном состоянии - так

называемая "глухая исповедь".

4. Причащение (евхаристия) - приобщение верующего к Христу. Оно

совершается во время главного православного богослужения - литургии путем

употребления небольших порций хлеба и вина, воплощающих тело и кровь

Христовы.

Согласно Священному писанию первую евхаристию совершил сам Христос во

время вечерней трапезы накануне своего предания в руки врагов. Он раздал

апостолам хлеб и вино, которые, благословив, назвал своими телом и кровью.

По православному вероучению, евхаристия имеет значение бескровной жертвы,

как выражение крестной жертвы Спасителя.

5. Священство (посвящение в священнослужители) - выражение

апостольского преемства церковной иерархии посредством передачи даров

Святого Духа через рукоположение. Смысл священства - в наделении принявшего

возможностью совершения таинств. В православии священство имеет три степени

(епископат, пресвитернат, диаконат), составляющие церковную иерархию -

клир. Полномочия иерархии включают священство (совершению таинств),

пастырство (попечение о духовной жизни членов церкви) и учительство

(проповедование Слова Божия).

Епископаг обладает всей полнотой тайнодеиствия. включая рукоположение

пресвитеров и диаконов. В православных церквах патриархи, митрополиты, все

епископы (вне зависимости от различий но власти и по части), архиепископы

равны по благодати, тогда как в католицизме высший епископ (папа Римский)

составляет особую высшую степень священства - примас.

Рукоположение епископов осуществляется как старшим епископом любой из

православных церквей, так и Собором епископов (архиереев). В отличие от

епископов пресвитеры (иереи, протоиереи) обладают ограниченным

тайнодействием - правом совершения всех таинств, кроме рукоположения.

Диаконы имеют лишь право помогать пресвитерам в тайнодействии.

6. Брак - благодатное освящение союза мужчины и женщины, являющихся

членами церкви, для совместной христианской жизни и деторождения.

Православная церковь в отличие от католической признает возможность де

сакрализации таинства брака - его расторжения, но в ограниченных пределах,

со многими оговорками и ограничениями (бесплодие любого из супругов,

доказанная супружеская измена, совершение тяжкого преступления, отлучение

одного из супругов от церкви).

7. Елеосвящение (соборование) - особый обряд, совершаемый над больным

или умирающим, сообщающий оздоровление души и придание силы для принятия

христианской смерти.

Символическим сакральным жестом, являющимся обязательным атрибутом

поведения христианина в храме, во время молитвы и в некоторых бытовых

ситуациях, служит крестное знамение. Общеупотребительным оно стало с VII

века. Представляет собой движение правой руки в порядке "Лоб - середина

груди - оба плеча", что символизирует Животворящий Крест и Крест Распятия

Христа.

Крестное знамение признается и совершается православными и католиками,

но не признается и не совершается протестантами. Крестное знамение в

православии совершается тремя сложенными пальцами (символ Святой Троицы) в

порядке "справа налево" (у старообрядцев - двумя пальцами в том же

порядке). Католики совершают его всеми пальцами открытой ладони в порядке

"слева направо". Больные и увечные мoгут совершать крестное знамение любой

здоровой рукой.

Помимо основных таинств в православной церкви принят ряд менее

значимых тайнодействий, сообщающих благодать Святого Духа, например

освящение храма, икон, богослужебных предметов, воды, хлебов, плодов,

жилища.

Православие не отвергает действенность таинств, совершаемых в

католической церкви как сохранившей апостольское преемство иерархии.

Католические клирики при изъявлении ими желания перейти в православие

принимаются в существующем сане.