История ислама в России

Санкт-Петербургская соборная мечеть, Санкт-Петербург.

На территории современной России, в первую очередь на Северном Кавказе и округе, ислам появился вскоре после его появления, и на протяжении всей истории русского государства играл значимую роль в жизни государства.

Впервые город Дербент (Дагестан) был штурмом взят арабами-мусульманами в 651 г. [5] По свидетельству председателя Совета муфтиев Равиля Гайнутдина «на территории Дербента уже в VIII в. была построена мечеть.»[6]

Независимые мусульманские государства на территории современной России существовали тысячу лет — с Волжской Булгарии до окончания Кавказской войны; весь этот период мусульмане жили и на территории христианских государств — русских княжеств и феодальных республик, Великого княжества Литовского, Московского государства, Российской империи.

В исламский период Золотой Орды (1312—1480) христианские княжества находились в вассальной зависимости от мусульманских улусов и ханств. После объединения русских земель Иваном III и его преемниками часть мусульманских ханств стала находиться в зависимости от православной монархии, а часть была аннексирована Российским государством. С этого времени ислам становится религией большого числа подданных российского монарха.

Ислам в Волжской Булгарии (922—1241 гг.)

Государство Волжская Булгария располагалось в Среднем Поволжье и Прикамье, возникло в X веке. Торговало с Арабским халифатом и Византией, имело военное и торговое соперничество с Киевской Русью. В 919 правитель Волжской Булгарии отправил посольство к багдадскому халифу с предложением прислать духовенство для перехода страны в ислам; Волжскую Булгарию посетил с посольством Ибн Фадлан, оставивший ценные записки о Поволжье. В 922 году хан Алмуш объявляет ислам в качестве государственной религии Волжской Булгарии. В 1241 году Волжская Булгария была покорена татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды.

Владимир Святославич, «выбор вер» и ислам (980-е)

Мемориальная мечеть, Москва.

В 980-е годы, согласно «Повести временных лет», послы Владимира Святославича и сам князь вели переговоры о принятии ислама, однако в итоге остановились на православии, пришедшем из Византии. Данные восточных источников о посольстве в Хорезм с просьбой о принятии ислама правителя по имени Вуладмир свидетельствует, что сам факт этих контактов достоверен. По мнению известного тюрколога О. Прицака, Владимир будучи новгородским князем принял ислам, но затем, в 988 г., он крестился сам и ввел крестить Русь, хотя уже в 1014 г. булгарский каган Муэмин II вновь склонил его к исламу. Свои предположения Прицак строит основываясь на работе арабского историка Аль-Марвази (1120 г.) и своде булгарских летописей «Джагфар Тарихе» (1680 г.) и косвенно это подтверждается следующими фактами:

  1. Владимир женился на дочери булгарского кагана, а по исламским законам мусульманка может выйти замуж только за мусульманина.
  2. Любимыми сыновьями Владимира были Борис и Глеб, рожденные от булгарки.
  3. Перед смертью Владимира Борис и Глеб были единственными сторонниками отца и умерли от рук старшего брата Святополка по прозвищу «Окаянный».
  4. Канонизации первых русских святых — Владимира, Бориса и Глеба проходила долго и нерешительно.[7]

Исламский период Золотой Орды (1312 — 1430-е)

Позиции ислама сохранились в завоёванных Булгарском и других улусах Золотой Орды (Джучи) — одного из государств-преемников империи Чингис-хана, расположенное на значительной части территории современной России (Поволжье, Кавказ, Сибирь).

В 1312 году сама Золотая Орда приняла ислам как государственную религию[8]

Кроме того, с 1240-х годов (то есть со времени, когда Орда ещё была не исламским, а веротерпимым государством при традиционной монгольской религии элиты) вассалами Орды (монголо-татарское иго) были православные княжества Северо-Западной, а до XIV века и Южной Руси; верховный сюзерен княжеств Северо-Западной Руси (великий князь Владимирский) до рубежа XIV и XV веков назначался ханом Орды, выдававшим ему Ярлык на княжение.

Похожие исламские страны-улусы, преемники империи Чингисхана, в которых впоследствии был принят ислам, существовали и на территории других стран СНГ (и бывшего СССР):

Мусульманские страны после распада Золотой Орды (1430—1783 гг.)

Суннитская мечеть Владикавказа.

В 1430 году Золотая Орда распалась на Большую (1433—1502 гг.) и Ногайскую (XIV—XVIII века) Орду, а также ряд независимых ханств. На современной территории России существовали следующие исламские страны:

Большая Орда, считавшая себя правопреемником Золотой Орды, претендовала на сюзеренитет над Московским государством. Традиционно концом последних следов вассальной зависимости считается Стояние на Угре — 1480 год, вскоре после которого Большая Орда была разгромлена Крымским ханством и утратила самостоятельность.

С конца XV века начинаются попытки московских великих князей установить контроль над Казанью. В 1552 году Иван IV Грозный покорил Казанское, а в 1556 году Астраханское ханства. Постепенно и другие исламские государства были присоединены к православной царской Руси и России военным путём.