Российская Федерация – многонациональное государство. В России исповедуются все мировые религии, действуют многочисленные нетрадиционные церкви и объединения. Для современного российского общества очень важен характер отношений между гражданами с разным мировоззрением, которое может быть основано на религиозном учении или ориентировано на нерелигиозное восприятие жизни. Проблема контактов между религиозными организациями дополняется проблемой их взаимоотношений с государственными институтами.
Основой решения указанных проблем может послужить соблюдение принципа свободы совести. В самом общем виде принцип свободы совести означает свободу морально-этических воззрений человека, который имеет возможность самостоятельно определять, что считать добром, а что злом, какое поведение можно считать честным, а какое нет. Но проявления убеждений в действиях и поступках, не должны наносить ущерб другим людям и обществу в целом. Вопрос о свободе совести означает вопрос о духовной свободе человека, о возможности существования такой области духовной жизни, куда не вправе вторгаться ни власть, ни общественные организации.
В первой статье Конституции зафиксировано, что Россия представляет собой правовое государство. Особенностью правового государства является незыблемость и гарантированность прав и свобод личности. Неотъемлемой частью этих свобод является свобода совести. Реализация принципа свободы совести означает признание необходимости соблюдения в отношениях между личностью и властью принципа толерантности (терпимости). Принцип свободы совести можно трактовать как принцип свободы вероисповедания, кроме того, человек вправе не исповедовать никакой религии[10].
После установления советской власти был принят Декрет от 23 января 1918 года «Об отделении государства и школы от церкви», в котором впервые провозглашалось, что каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В этом документе принцип свободы совести получил современную форму – он означал не только свободу выбора вероисповедания, но и возможность неприятия религиозного учения как такового[11].
Тем не менее, в СССР принцип свободы совести, провозглашенный всеми советскими конституциями, был лишь декларацией. На практике существовали значительные ограничения деятельности верующих. Для них практически была закрыта возможность карьеры в государственных учреждениях. Государство активно вмешивалось во внутренние дела религиозных организаций.
Переход России к построению правового государства означал, что взаимоотношения между властными институтами и гражданами должны осуществляться только на основе закона, в том числе и в вопросах религии.
Российское законодательство предоставило религиозным организациям большую свободу действия. Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести , свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними[12]. Это значит , что каждый волен свободно исповедовать свою веру, не боясь преследований со стороны государства, быть членом религиозных организаций, получать религиозное образование.
Таким образом, и свобода вероисповедания, и широкие возможности для деятельности религиозных организаций выступают как неотъемлемая часть прав и свобод человека.
Конституционно-правовые гарантии свободы совести и вероисповедания в России
Общественно-политические изменения, происшедшие в России за последние 10-12 лет, оказали самое серьезное влияние на религиозную жизнь в стране, изменив положение религиозных объединений и существенно расширив религиозные свободы граждан. Начало этим положительным изменениям было положено законом «О свободе вероисповеданий» (1990) и закреплены в ныне действующем законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997). За последнее десятилетие количество религиозных объединений увеличилось в 7 раз и составило на начало 2002 г. – более 20 тысяч. Среди них: местные общества и религиозные центры, монастыри и духовно-образовательные учреждения, миссии, братства и сестричества. По некоторым экспертным оценкам еще от 3 до 5 тысяч религиозных групп действует без государственной регистрации, поскольку она не носит обязательного характера. Сегодня в России действуют религиозные объединения 60-ти направлений. К числу объединений, имеющих наибольшее число последователей, относятся Русская православная церковь, мусульманские и протестантские объединения (Церкви Лютеранская, Евангельских христиан-баптистов, Адвентистов седьмого дня, Христиан веры евангельской, Свидетелей Иеговы). Религиозные организации органично включены в общественную жизнь, активно и плодотворно занимаясь социальной, благотворительной, культурно-просветительской, образовательной, издательской и хозяйственной деятельностью. Есть все основания утверждать, что в Российской Федерации созданы условия для осуществления гражданами своих прав на свободу совести. Правда, это никак не означает, что государство и общество освободились раз и навсегда от всех проблем, связанных с обеспечением прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповеданий. К сожалению, религиозные организации в отдельных случаях могут играть и дестабилизирующую роль, поддерживая националистические или сепаратистские движения. Нередко и со стороны органов государственной власти и муниципального управления допускаются отступления и нарушения действующих российских законов о свободе совести и религиозных объединениях. Об этом пишут средства массовой информации, говорят политики и общественные деятели, руководители религиозных центров, сообщается в теле-и радиопередачах. И сегодня в ряде прозвучавших выступлений сообщались подобного рода факты. В Российской Федерации нет общефедеральных государственных органов, как и общественных правозащитных организаций, которые в масштабе всей страны осуществляют мониторинг нарушений прав граждан на свободу совести и отслеживают весьма противоречивые процессы, происходящие в этой области. Отсутствие таких обобщенных сведений порождает разноголосицу мнений, подчас противоречивых и взаимоисключающих, относительно и религиозной ситуации в целом, и состояния прав граждан на свободу совести. Если в официальных оценках преобладает позитивный аспект, то гражданское общество настроено более сдержанно, все более отчетливо звучат нотки недовольства и сомнения в отношении общего курса светского государства в сфере свободы совести. Одной из немногих попыток представить обобщенную картину с религиозными правами является инициатива Московской Хельсинкской группы, издавшей в 2000-2001 гг. сборники докладов о положении с правами человека, как в целом в России, так и в ее регионах. В материалах общероссийской части сборников указываются недостатки закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», к которым отнесено: введение 15-летнего срока для регистрации религиозной группы в качестве религиозной организации; декларирование в преамбуле различного отношения к религиям, в зависимости от их «традиционности», что становится основой предвзятого отношения к иным религиям; демонстрация, особенно на региональном уровне, особых отношений между государством и Русской православной церковью, что выливается в предоставление ей особых прав и привилегий. Многие региональные доклады о положении с правами человека содержат специальный раздел «Свобода убеждений, совести и религии» с информацией о нарушениях прав человека на свободу совести или о случаях неправомерного ограничения деятельности религиозных объединений. В числе наиболее распространенных нарушений упомянуты следующие факты:
|