Работа с деревом

Египетские столяры пользовались такими породами дерева, как акация, рожковое дерево, можжевельник и другие местные виды, которые пока не удается установить и которые, так же как и черное дерево, произрастали в южных землях. Использовали они и древесину, поставлявшуюся из Сирии: сосну (
аш) и ель (
мер), своим цветом напоминавшую кварцит, добываемый на Красной горе. Плотники обрубали сучки топорами на длинных топорищах, а затем распиливали стволы на толстые доски и брусья ручными пилами. Тесло, состоявшее из широкого металлического лезвия, под прямым углом прикрепленного к концу деревянной рукоятки иногда в ладонь, иногда в целый локоть длиной (от 6 до 18 дюймов), использовалось в качестве современного рубанка или струга. Круглые дыры проделывали сверлом, которое вращали с помощью своеобразного смычка, а длинные прорези – долотом и киянкой. Столярного верстака тогда еще не существовало, поэтому, чтобы распилить в длину деревянный брус, его привязывали к вкопанному в землю столбу. Чтобы брус не соскальзывал и не трескался во время распилки, его покрепче связывали со столбом, а между ними закрепляли палку с привязанным к ней тяжелым грузом. Если брус был не слишком большим, ремесленник прижимал его к земле одной рукой, а пилил другой. То же самое он делал, работая теслом, только в этом случае он для верности прижимал брус еще и ногой. Соединяя деревянные детали, египтяне пользовались клинышками, заклепками и клеем, а не металлическими гвоздями, которые, как правило, применяли, когда прикрепляли металлические пластины к дереву. Скобель использовали для устранения мелких неровностей после того, как все детали были собраны. Теперь оставалось лишь хорошенько отполировать изделие, и готовый ларь или кресло можно было передавать художнику для росписи.

 

 

Два огромных наоса, изготовленные по приказу Ипуи для храма божественного царя Аменхотепа I, показывают, с каким размахом египтяне украшали свои храмы и как они работали. Оба сооружения высотой почти двадцать футов. Первый наос установлен на помосте, и к нему ведут пять ступеней. Папирусообразные колонны поддерживают карниз с царскими уреями. Крыша обычной сводчатой формы. На фасаде Хор и Сет сплетают около царя символические растения севера и юга. Другой наос трехъярусный, каждый из которых поддерживают миниатюрные колонны. Нижний – пустой, чтобы там можно было поставить ложе с подголовником, скамеечку, столик и зеркало. Фасады остальных этажей закрыты ажурными панелями с резьбой. На них среди прочего можно отметить символ богини Хатхор, царские картуши, символы Исиды и Осириса, увенчанных коронами соколов, Бэса, играющего на тамбурине, и Таурис, сжимающей в руках свой амулет. Мастерам, изготовившим эти два наоса, пришлось, по-видимому, проявить недюжинную ловкость. Те, кто вырезал иероглифы на двух больших колоннах, стояли на земле, а вот двоим другим, которые занимались украшением карниза, пришлось взбираться вместе со своими инструментами по колоннам. Вот один из них поставил ногу на выступ под сводом, другой взобрался на свод, и оба, держась одной рукой за урея на карнизе, другой орудуют киянками. На этом втором наосе неожиданный приход надсмотрщика застал ремесленников врасплох: один сидит внизу и, похоже, не торопится браться за работу, другой же быстро взбирается по колоннам, стараясь спрятаться от грозного представителя власти. В дальнем углу один из художников в шутку разрисовывает красками лицо соседа, что тот явно находит весьма забавным. Надзиратель проходит мимо них, ничего не сказав, потому что заметил столяра, который сладко спит, растянувшись перед неоконченной работой. Он в ярости кричит на него. Один из мастеров, балансировавших на верхнем этаже, от неожиданности теряет равновесие. А на самом верху двое других поспешно хватаются за инструменты. Один сверлит дырку, другой полирует дерево, а третий, внизу, пытается растолкать спящего. В Древнем Египте отдавали предпочтение работе в «бригадах», но, чтобы она была эффективной, требовались многочисленные надсмотрщики с зорким глазом, которые не стеснялись, если нужно, пустить в ход палку… а также надсмотрщики над надсмотрщиками.

В эпоху Нового царства появилось новое ремесло – изготовление колесниц. Их в основном делали из дерева, колеса никогда не обивали металлом, но на корпусе порой укрепляли металлические пластины. Колесница состояла из множества деталей: в одном стихотворении перечисляется полсотни их названий, и это еще далеко не полный список. Самой трудной частью работы считалось изготовление идеально круглых колес с четырьмя или пятью спицами. Обод делали из многочисленных сегментов, выпиленных из досок подходящей толщины и скрепленных между собой.

 

Кроме того, столяры занимались изготовлением луков, стрел и дротиков, всевозможных царских скипетров и жреческих посохов, всяческих знаков власти для знатных особ, военачальников и чиновников, а кроме того, мастерили музыкальные инструменты. Посохи могли быть идеально прямыми или изящно изогнутыми. В мастерской Менхеперра-сенеба мы видим, как один из ремесленников испытывает лук, а его товарищ пробует стрелу на вес и проверяет, достаточно ли она прямая. Чтобы загнуть ветку, ее нагревали, затем обдирали кору и закрепляли рогатиной, а нужный изгиб придавали с помощью рычага. Посохи, скипетры и музыкальные инструменты часто украшались, так же как и мебель, инкрустациями или накладными металлическими пластинами. Иногда к грифу инструмента или кончику посоха приделывали резную голову человека или животного. Сегодня в Лувре хранится деревянная женская голова, когда-то украшавшая арфу. Изящно изогнутые посохи Тутанхамона были сделаны из черного дерева или слоновой кости и оканчивались резными головами негра или азиата.