рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Путешествия по Красному морю

Путешествия по Красному морю - раздел Религия, Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура Целью Практически Всех Путешествий По Красному Морю Была Страна Пунт, Земля Ф...

Целью практически всех путешествий по Красному морю была страна Пунт, земля фимиама, находившаяся за проливом Баб-эль-Мандеба на сомалийском и аравийском побережье. Добрый змей из сказки о моряке, потерпевшем кораблекрушение, назвал себя правителем Пунта и владыкой благовоний (
анты). Египтяне с незапамятных времен посещали эти земли. Еще в эпоху Раннего царства был обеспечен судоходный маршрут, соединяющий Библ на сирийском побережье с побережьем Пунта – страну Пихт со страной Фимиама. Суда выходили из Библа, достигали египетской Дельты, поднимались по танисскому рукаву Нила до Бубаста, а дальше каналами пробирались к Вади-Тумилат, который можно считать самым восточным притоком Нила. Он не был судоходным круглый год, однако в сезон разлива мелководные египетские суда вполне могли пройти по нему. Они пересекали Горькие озера, проходили до Суэцкого залива и продолжали свое долгое плавание до самых берегов Пунта. Кочевники, которых египтяне называли «живущими в песках», несмотря на свои варварские обычаи, соглашались перевозить путешественников с товарами из Сирии в Аравию. Это было выгодным делом, поэтому они не раз пытались прервать морской путь. Царь Пиопи I неоднократно посылал против них своих воинов, однако отвадить кочевников ему не удалось. Судя по документам, после царствования Пиопи II от морских путешествий в Пунт пришлось временно отказаться. Возобновились они в эпоху Среднего царства, а затем снова были прекращены, на сей раз в связи с нашествием гиксосов. И вновь египтяне стали пользоваться этим маршрутом при царице Хатшепсут и позже при Тутмосе II, Аменхотепе II, Хоремхебе, Рамсеce II и Рамсесе III. Чтобы наладить прямое сообщение между своей резиденцией в Дельте и Красным морем, Рамсес II, не поскупившись на расходы, занялся восстановлением «канала меж двух морей», остатки которого были обнаружены во время рытья современного Суэцкого канала. Он проходил мимо Пер-Рамсеса, Бубаста и Пита. По берегам канала были воздвигнуты гранитные стелы на высоких пьедесталах, служившие мореходам напоминанием о славе царя и величии его замыслов.

 

Представим себе, что сирийские суда выгрузили пассажиров и товары в Пер-Рамсесе и путешественники должны пересесть на другие суда, следующие в Пунт. Это корабли библского типа –
кебенет;они могли быть построены в Библе и куплены у финикийцев либо сооружены на египетских верфях, но опять же из сирийского леса и по библским образцам. У нас есть два изображения таких кораблей. Более древний относится к царствованию Сахура, второй – современник царицы Хатшепсут (примерно 2500 г. до н. э. и 1500 г. до н. э. соответственно). За тысячу лет, разделяющих эти два царствования, конструкция корабля претерпела лишь незначительные изменения. Корпус длинный с форштевнем, приподнятая корма, верхняя часть ее загибается внутрь и оканчивается большим цветком папируса. На палубе два наблюдательных мостика, спереди и сзади. Два рулевых весла по бортам недалеко от кормы. Толстый канат, поддерживаемый четырьмя стойками с развилками на концах, тянется от носа до кормы судна. На единственной мачте с четырьмя растяжками примерно в центре корабля большой парус, ширина которого превышает высоту. Такими кораблями управляла большая команда: потому что, когда не было ветра, морякам приходилось браться за весла. Обычно это были опытные моряки: «Они видели небо, они видели землю, были храбры сердцем и более осторожны, чем дикие звери; могли предсказать бурю до того, как случится она». На корабле сановники фараона, писцы и воины. Грузят самые лучшие товары земли египетской, которые больше всего ценятся в Пунте: украшения, зеркала, оружие. Царь лично провожал караван. Суда входят в канал, минуют Питом, где иудеи формуют кирпич, и выходят на Великую Зелень.

Дозорные на обоих берегах Земли Богов оповещают о приближении египетских судов. Местный царь, царица и вожди племен выходят из своих жилищ, стоящих на сваях в лагуне, садятся на ослов и спешат навстречу египтянам. Они такие же высокие и широкоплечие, как их гости. Головы у них круглые. Бороды заплетены, как у богов долины Нила и фараонов. Единственная разница в том, что у туземцев бороды свои, естественные, а у египтян – накладные. Они носят на шее круглые медальоны, похожие на те, что в моде у сирийцев. Внешность царицы вызывает изумление – это гора колышущейся плоти, и не очень понятно, каким образом ей удается самостоятельно передвигаться. Ее дочь, несмотря на молодость, уже многое переняла у матери. Египетские художники во все глаза смотрят на этот новый для них мир. Остается лишь гадать, делали ли они тайком эскизы на клочке папируса или дожидались возвращения на корабль, чтобы там запечатлеть увиденное по памяти. Во всяком случае, им удалось очень живо показать нам эту необычную сцену, точно изобразив все мелочи, заслуживающие внимания: мы видим царя с его царицей, деревню и ее обитателей, даже домашний скот и крабов на земле.

На берегу разбивают палатку, и начинается традиционный обмен приветствиями. Туземцы с благоговением преклоняются перед Амоном-Ра, «первородным богом, обитающим во всех чужих землях». Они рады видеть египтян и прекрасно осведомлены о цели их визита, однако для приличия делают вид, что удивлены, и спрашивают: «Зачем вы пришли сюда, в эту землю, о которой ведомо лишь избранным? Вы спустились с неба? Вы приплыли по воде или пришли по суше? Сколь плодородна Земля Богов, по которой ступает ваша нога! Это Ра, царь земли Тамери. Нет на земле трона, недоступного для его величества. Мы живем дыханием, которое он дает нам!» Согласно повелениям фараона (да будет он жив, здоров и силен!), их величествам преподносят хлеб, вино и пиво, мясо, фрукты и все, чем изобильна благодатная земля Тамери.

Судя по списку товаров, которые грузят на суда египтян, они отнюдь не прогадали на обмене: здесь наилучшие стволы деревьев из Земли Богов, горы сушеных благовоний, живые ростки благовонных растений, черное дерево и слоновая кость, золото, только что добытое в Аму, три сорта благовонных масел (
тишепс, хесаит, ихмет), терпентин, черная краска для глаз, обезьяны двух видов, борзые, шкуры южных пантер и множество невольников и невольниц с детьми. Все это весьма ценный груз, несмотря на то что караваны из верховьев Нила тоже доставляли черное дерево, слоновую кость, шкуры пантер и многие другие товары. Но они не могли доставить самого главного, из-за чего, собственно, и затевались подобные долгие и трудные путешествия: древесины из Земли Богов, благовоний и – самое главное – живых благовонных деревьев, которые обитатели Пунта упаковывали вместе с корнями и землей, ничуть не хуже, чем лучшие садоводы Франции. Неудивительно, что удачливых путешественников встречали ликованием, когда их суда наконец приставали к набережной Ипет-Сут (Карнак). Носильщики, считая за честь послужить фараону, обращаются к зеленым деревьям, как к священным существам: «Будьте счастливы с нами, деревья благовоний, покинувшие свое место в Земле Богов и прибывшие к нам, во владения Амона, где теперь ваше место. [Царица] Мааткара будет взращивать вас в своем саду вокруг своего храма, как повелел отец ее».

Обитатели Пунта недаром спрашивали египтян, как они прибыли к ним: по воде или по суше. Действительно, из Египта в Пунт было два пути. Еще до Рамсеса и даже задолго до царицы Хатшепсут, во времена Одиннадцатой династии, некий путешественник, по имени Хену, добрался до Пунта и вернулся обратно частично по суше, а частично по воде. Его господин повелел ему закупить свежие благовония у «шейхов пустыни», а заодно он должен был постараться внушить обитателям пустыни боязливое почтение к фараону. Другими словами, его путешествие преследовало две цели: торговую и политическую. «Я отправился из Коптоса, – говорит он, – по пути, указанному его величеством. Воины, которые сопровождали меня, были с юга, из владений Уабут, что простираются от Гебелейна до Шабита. Все царские слуги, горожане и крестьяне шли за мной. Путь впереди очищали разведчики, чтобы разгонять врагов фараона. Дети пустыни были моими телохранителями. Все писцы его величества подчинялись мне. Они слали к царю гонцов. Отдав одно повеление, царь мог услышать тысячи голосов, передающих его.

Я выступил с войском в три тысячи человек. Я превратил дорогу в реку, красные земли (т. е. пустыню) – в зеленый луг. Во всякий день я давал каждому моему человеку один бурдюк, один посох, два кувшина воды и двадцать хлебов. Кувшины несли ослы. Когда один уставал, другой занимал его место. Я наполнил двенадцать водохранилищ в вади и в Идахете два, каждый размером двадцать на тридцать локтей. В Иахетебе, где встречаются воды, я построил еще один водоем десять на десять локтей.

И вот я достиг Великой Зелени. Я построил этот корабль и оснастил его как нужно. В честь него я принес великую жертву: диких быков, африканских быков и мелкий скот. Проплыв по Великой Зелени, я сделал, что повелел мне его величество, и принес ему все сокровища, какие нашел на обоих берегах Земли Богов (Та-Нечер). Я вернулся через Уаг и Рахену. Я привез ему прекрасные камни для статуй в его святилищах, такие, каких прежде не видали в царских покоях. Никогда ничего подобного не совершал ни один слуга фараона с начала времен».

Очевидно, это была весьма значительная экспедиция. Хену сопровождали в его переходе через пустыню не менее трех тысяч человек. Проводниками служили «дети пустыни», и, поддерживая постоянную связь с царской резиденцией, Хену, вместо того чтобы двинуться по проторенному пути прямо на восток, направился на юго-восток. Копая по пути колодцы и сооружая водохранилища, он достиг побережья в том месте, где позже появился маленький порт Береника. Здесь он, по его словам, построил корабль, несомненно из финикийского леса, доставленного по морю. Он достиг Пунта, посетил оба берега Земли Богов, закупил благовония и прочие товары этих стран. На обратном пути он высадился в Косейре, а оттуда пошел дальше через долину Рахену. Там он задержался, но вовсе не для отдыха, а чтобы заготовить каменные блоки для скульптурных мастерских фараона. Хену не тратил времени зря и заслужил, чтобы его имя было упомянуто среди величайших землепроходцев древности, потому что даже римлянину Элию Галлу в правление Августа потребовались невероятные усилия, чтобы повторить его подвиг.

Используя накопленный опыт, экспедиции во времена Рамсеса III направлялись в Пунт и по суше, и морским путем. Царь затрачивал на них огромные средства. Флот состоял из множества крупных кораблей и сопровождающих судов, а в команду входили не только моряки, но еще и лучники со своими военачальниками. На корабли погрузили большое количество припасов для команды и товаров для торгового обмена. По словам египетского летописца, этот флот отправился в плавание не из Красного моря, а из «моря Му-Кеди», которое может быть только Персидским заливом, Му-Кеди – «водой страны Кеди» в Нахарине – египтяне называли Евфрат. Возможно, Рамсес III сумел доставить из Финикии к берегам Евфрата стволы деревьев, как это сделал в свое время Тутмос III, и здесь уже построил свои корабли. Или, может быть, он достиг с царем Вавилона соглашения, по которому его воины, моряки и чиновники могли пройти через эту страну до Евфрата, а затем следовать дальше на вавилонских судах. В любом случае, флот экспедиции Рамсеса III должен был спуститься по Евфрату, обогнуть огромный Аравийский полуостров и лишь после этого направиться к берегам Пунта. Путешествие прошло без происшествий; имя грозного фараона на всех наводило страх.

Здесь, в Пунте, все произошло так же, как во времена царицы Хатшепсут. Египтяне встретились с туземцами и вручили им подарки фараона, затем корабли и баржи нагрузили товарами Пунта и всеми чудесными дарами ее таинственных гор, в том числе главной ценностью – сухими благовониями. Флот двинулся на север по Красному морю, достиг Суэцкого залива, а оттуда по каналу прошел из Питома в Нил. Где-то в районе Береники или Косейры дети вождей страны Та-Нечер вместе со своими товарами высадились на берег, собрали караван и, нагрузив ослов и носильщиков, благополучно достигли гор Коптоса. Здесь они взошли на речные суда и проследовали до Фив, где их ожидала торжественная встреча. «Передо мной пронесли всяческие товары и чудесные дары, – рассказывает царь в заключение. – Дети их вождей приветствовали мой лик, целовали землю и простирались на животе передо мной. Я отдал их (дары) Эннеаде и всем богам той страны, дабы умиротворить утром их вождей».

Можно предположить, хотя об этом нигде прямо не сказано, что караван прибыл в Коптос или Фивы одновременно с кораблями. Решение использовать оба пути было явно вызвано желанием фараона любым способом заполучить драгоценные благовония Пунта, потому что плавание по морю было сопряжено с большим риском. Поэт из «Сказки о потерпевшем кораблекрушение» мог бы порассказать, сколько кораблей отправилось на дно вместе с людьми и ценными грузами: «Буря застала нас в море, до того как достигли мы берега. Поднялся ветер. Всколыхнул он волну огромную. Я увидел бревно и схватился за него. Корабль утонул, и не осталось ни одной живой души».

Описанное выше путешествие весьма примечательно, но надо признать, что во времена Рамсеса II египтяне совершали куда более далекие и смелые морские экспедиции, воспетые даже классическими авторами. Египтяне, например, издавна использовали синий камень, лазурит, которого нет в африканских пустынях. Весь лазурит поступал в древности из единственной страны – Бактрии, откуда драгоценный камень перевозили в Египет по суше через Сирию или – что было куда проще – вниз по Инду, а затем вдоль побережья до устья Евфрата. Именно этим маршрутом, должно быть, пользовался позже Неарх. Египтяне не решались отправляться за лазуритом в далекую Бактрию, а довольствовались тем, что покупали его в городе Тефрер. Думаю, не ошибусь, предположив, что так они называли город Сиппар, удобно расположенный на канале, соединявшем Тигр и Евфрат в точке, где они протекают очень близко друг к другу. Египтяне знали, что лазурит поступает из Тефрера; кроме того, оттуда же привозили еще какой-то полудрагоценный камень, который они называли именем этого города, но определить его пока не удалось.

Случилось так, что однажды фараон, принимая в Нахарине почести от иноземных царьков, увидел перед собой царя страны Бахтан (Бактрии), который привез ему богатые дары и предложил в жены собственную дочь, желая заручиться дружбой и помощью Рамсеса. Фараон согласился заключить с ним союз и вернулся в Фивы с царевной. Какое-то время спустя ко двору фараона прибыл посланец от царя Бахтана, сообщивший, что сестра царевны тяжко занемогла. Фараон немедля отправил в Бахтан своего лучшего врача, выбранного по совету Дома Жизни, однако царевна не поправлялась, и новый гонец проделал долгий путь от Бахтана до Египта. Поскольку врач ничего не мог сделать, оставалось только послать в страну Бахтан одного из могущественных египетских богов. Для этого был избран правящий судьбами людей бог Хонсу. Он покинул Египет на борту большого судна, которое сопровождали пять малых кораблей, и достиг точки назначения через год и пять месяцев – невероятно короткий срок, если учесть, что флотилии пришлось пройти по всему Красному морю, обогнуть Аравию, пройти вдоль побережья, принадлежащего ихтиофагам («пожиратели рыбы» – так греки называли обитателей побережья Белуджистана), и подняться по Инду до места, откуда посланникам царя пришлось добираться до Бахтана по суше. Здесь египетский бог оставался в течение трех лет и девяти месяцев, по истечении которых царь скрепя сердце отправил его обратно в Египет, приставив к нему большой эскорт конных и пеших воинов и носильщиков с богатыми дарами. Первый посланец из Бахтана прибыл в Фивы в пятнадцатый год царствования фараона. Хонсу вернулся в тридцать третий год царствования. За эти восемнадцать лет первый иноземный посланец вернулся в свою страну с египетским врачом, затем в Египет прибыл второй посланец и вернулся обратно с богом Хонсу, который провел в Бахтане три года и девять месяцев. Всего, таким образом, расстояние между Фивами и Бахтаном было преодолено пять раз.

В Лувре хранится стела, на которой очень подробно – как в официальных документах – записаны все эти события. Надпись начинается с перечня титулов Тутмоса IV, первого фараона Нового царства, женившегося на иноземной царевне, а два имени в картушах совпадают с именами царя Рамсеса II. По моему мнению, это еще не основание относить данный документ к позднему периоду или вообще считать всю эту историю выдумкой. В те времена многие цари общались друг с другом через посланцев, а искусство египетских врачей славилось далеко за пределами Египта. Память о путешествиях Сесостриса в Эритрейском море (то есть в «красном море» – греческое название Индийского океана) была еще жива во времена Александра Македонского. На самом деле нет ничего невероятного в том, что Рамсесу захотелось установить прямые отношения со страной, из которой в течение многих веков в Египет поставлялся драгоценный камень, который высоко ценился как скульпторами, так и их заказчиками.


 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

Annotation... В книге дана полная картина эпохи правления фараонов из династии Рамсесидов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Путешествия по Красному морю

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Внутренняя обстановка
Как в жилых помещениях дворцов, так и в домах богачей основным предметом мебели были разнообразные стулья и кресла. Некоторые из них представляли собой что-то вроде квадратного ящика со спинкой выс

Времена года
Египтяне воспринимали год не как период, за который солнце совершает кругооборот, а как отрезок времени, необходимый для получения урожая. Слово реннет,означающее год, изображалось в ие

Торжества и праздники
Первый день нового года был не только праздником богини Сопдет, он отмечался по всей стране. В этот день в храме Упуата «дом преподносил дары своему Владыке». Под этим, вероятно, следует понимать,

Благоприятные и неблагоприятные дни
Однако, выполнив все обязательства перед богами, египтяне не могли позволить себе безоглядно предаваться наслаждениям или заняться обычными делами. Все дни египетского календаря делились на три кат

Женитьба
Глава семьи должен был иметь собственный дом, будь то большой дворец, наполненный несметными богатствами, или скромная хижина с дырявой циновкой на полу. Обзавестись хозяйством и взять жену было дл

Женщины
Художники и скульпторы оставили нам прекрасные и трогательные изображения египетской семьи. Отец и мать держатся за руки или обнимают друг друга за талию, а дети нежно прижимаются к родителям. Мы в

Слуги и рабы
В росписях и на барельефах, где изображены люди из окружения знатного вельможи, порой нелегко отличить его помощников в делах от обычных слуг. В Египте, однако, их никогда не путали. Хапиджефаи, пр

Домашние животные
Собаке, верному другу и помощнику человека по охоте, разрешалось входить в дом. Она залезала под хозяйское кресло и мирно дремала. Пастушьи собаки всюду следовали за хозяином, который голосом или ж

Выпечка
Кулинарный словарь эпохи Раннего царства насчитывал не меньше пятнадцати слов, обозначающих различные виды хлеба или лепешек. В более поздних текстах мы находим несколько дополнительных терминов. О

Напитки
Национальным напитком древних египтян было пиво, которое пили повсюду – дома, на открытом воздухе, на борту корабля и в харчевнях. Получивший царское прощение Синухе возвращается на корабле из Путе

Трапеза
Итак, мы описали основные продукты, служившие пищей египтянам. Мы не располагаем документами, в которых достаточно подробно сообщается, как подавали еду в частных домах. Можно с уверенностью утверж

Пиршества
Богатый египтянин не испытывал недостатка в свободном времени и хорошо знал, как с толком провести его. Охота в пустыне, пешие прогулки, паломничества в храмы, ловля рыбы и птицы на болотах, посеще

Крестьяне
Любой, кто занимался физической работой, вызывал у писцов презрение, однако ниже всех они ставили земледельца. Крестьянин, как и орудия его труда, не может служить долго. Хозяин и сборщик налогов э

Полив сада
В главе, где речь шла о жилищах египтян, мы уже отмечали их любовь к садам. И горожане, и деревенские жители стремились иметь сад, чтобы выращивать фрукты и овощи. Наиболее трудоемкой из садовых ра

Сбор винограда
В каждом саду был хотя бы небольшой виноградник, посаженный у стены дома или вдоль главной аллеи. Виноградные лозы обвивали жерди и шестки, выгибались, образуя пышные своды над головой, в разгар ле

Пахота и сев
Сельское хозяйство в эпоху Рамсесидов было основано на выращивании зерновых культур. Поля пшеницы и ячменя простирались от болот Дельты до порогов. Крестьяне Египта были в первую очередь землепашца

Сбор урожая
Когда колосья начинали желтеть, крестьянин с беспокойством ждал нашествия своих главных врагов: хозяина или его представителей, армии писцов, землемеров и стражи. Первым делом они принимались измер

Вредители
Мы уже убедились, что урожай в Египте подвергался угрозе со стороны целого сонма врагов. Когда ячмень созревал, а лен покрывался цветами, грозы и град обрушивались на страну, грозя «побить во всех

Животноводство
В самые древние времена египтянам приходилось опытным путем выяснять, каких животных можно приручить и одомашнить, а каких нельзя. Многие попытки оканчивались неудачей. На охоте товарищем человека

Обитатели болот
Значительная часть Нильской долины была занята болотами. Каждый год река возвращалась в свои берега, и каждый год на возделанных полях оставались большие лужи, вода в которых не высыхала вплоть до

Охота в пустыне
Охота в пустыне была не только развлечением для царских родственников и высоких вельмож, но и промыслом профессиональных охотников. Так, почти в каждой гробнице мы найдем изображение ее владельца,

ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА
Конечно же в Египте жили не одни только земледельцы, писцы и жрецы. Если бы это было так, не существовало бы ни пирамид, ни храмов, ни гробниц со скульптурами. Едва ли царевна Хнумит смогла бы возл

Каменотесы
В двух пустынях по обе стороны Нильской долины египтянам принадлежали огромные запасы камня, который поставлялся зодчим и скульпторам для воплощения их самых грандиозных замыслов, а также ювелирам,

Рудокопы
В пустыне между Нилом и Красным морем египтяне имели множество богатых золотых рудников. Особо стоит отметить три места. В древних текстах, в том числе в папирусе Харриса, не раз упоминается золото

В мастерских
В гробницах Нового царства мы находим много росписей, на которых показана работа в ремесленных мастерских. Эти изображения, а также подписи к ним наводят на мысль, что все ремесленники – резчики по

Скульпторы
Мы знаем, что резчики по камню предпочитали работать в одиночку. На той росписи, где мы уже видели Дуа-унехеха, они как раз заканчивают работу над монолитной рамой для дверного проема в виде двух к

Ювелиры, гранильщики, золотых дел мастера
Уже при Первой династии фараонов египтянам удалось достигнуть высочайшего мастерства в изготовлении каменных ваз. В эпоху Рамсесидов это искусство продолжало процветать. Алебастр, сланец и брекчия

Работа с деревом
Египетские столяры пользовались такими породами дерева, как акация, рожковое дерево, можжевельник и другие местные виды, которые пока не удается установить и которые, так же как и черное дерево, пр

Обработка кожи
Ремесло кожевников расцвело еще в Раннем царстве. Некий Ута, один из мастеров той эпохи, занимался изготовлением сандалий, сумок и листов пергамента для чиновников, которые со свитком в руке руково

Художники и ремесленники
Во всех мастерских законченные изделия расставляли на столах и на полках, чтобы управляющий работами мог как следует осмотреть их и решить, есть ли среди них достойные занять почетное место в царск

Каменщики и другие
Теперь настало время обратиться к более тяжелому или низменному делу, которым обычно приходилось заниматься чужеземцам, свободным или военнопленным, и которое едва ли могло принести им титул «высок

Хозяева и работники
В качестве образчика добродетелей просвещенного хозяина мы можем взять Рамараи, верховного жреца Амона. «О жрецы, писцы дома Амона, достойные служители божественных жертвоприношений, пекар

Торговля и деньги
Во владениях, принадлежавших государству или великим богам, велся строгий учет всех поступающих за день продуктов и изделий, а также расходов на содержание работников. Это были, если можно так выра

Странствия по Египту
Вопреки общепринятому мнению, древние египтяне были великими путешественниками. Они постоянно передвигались между деревнями и крупными центрами, между столицами номов и царскими резиденциями. На бо

Странствия в пустыне
Египтяне издревле испытывали к пустыне благоговение, смешанное со страхом. Они никогда не забывали, что их далекие предки долго странствовали по ней, прежде чем осесть в долине Нила. Мин, один из в

Путешествия в Библ
По мнению египтян, море, йам, было божеством ревнивым. Когда море увидело, что боги даровали Бате в жены прекрасную деву, оно преисполнилось завистью и затопило землю, чтобы ею завладет

Основные обязанности фараона
Искусство управления государством – искусство распоряжаться жизнью своего народа – в Египте зиждилось на не совсем обычных принципах. Если властитель (да будет он Жив, Здоров и Силен!) был достойны

Утренний туалет царя
Пробуждение царя ото сна, вероятно, было связано с целым рядом сложных церемоний. Один из высших сановников, Птахмос, рассказывает, что каждый день он вставал вместе с солнцем, чтобы первым поприве

Государственные дела
Если верить Диодору, утверждавшему, что он со всем тщанием изучил летописи египетских жрецов, жизнь царя – как общественная, так и частная – была строго регламентирована. Так, едва пробудившись ото

Царское помилование
Единственный известный нам случай, когда преступник был помилован фараоном, – это «Приключения Синухе». Зато в них более чем подробно описано, как это произошло. Царь не только простил Синухе и поз

Царские милости
Один из придворных так сказал о фараоне: «Он тот, кто преумножает добро, кто умеет давать. Он бог, о да, царь богов. Он знает всех, кто знает его. Он награждает того, кто служит ему. Он защищает то

Прием иноземных послов
  Прием иностранных послов становился поводом для церемонии еще бо

Царская охота
Царевич мог забавляться стрельбой по медным мишеням или гонять антилоп в пустыне близ пирамид, вверив себя покровительству Хорахти, но царь предпочитал более опасные развлечения, поэтому отправлялс

Частная жизнь царя
По возвращении из длительного путешествия или похода через пустыню царь мог насладиться отдыхом в своем дворце в Пер-Рамсесе, Мемфисе или Фивах. Эхнатон так восхищался своим новым дворцом в Ахетато

Гаремные интриги
Хотя никто не сомневался в божественности фараона, законного сына Амона, всюду находились святотатцы, стремившиеся свергнуть его с престола, погубить и навеки пресечь его ветвь, чтобы получить влас

Заветы фараона
Долгое царствование и различные неприятные происшествия вроде описанного в предыдущей главке могли пробудить в фараоне естественное желание поведать о своем богатом опыте грядущим поколениям. Некот

Плюсы и минусы военного дела
Писцы считали, что военное дело стоит куда ниже их ремесла, однако их ученики, ослепленные блеском военной славы, нередко меняли тростниковую палочку и дощечку для письма на меч и лук, а уж тем бол

Служба внутри Египта
Когда фиванские цари начали освободительную войну против гиксосов, их войско состояло только из египтян, однако вскоре была введена практика использовать в качестве солдат пленных. Полк, которым ко

Войско на войне
Во времена Девятнадцатой и Двадцатой династий египетскому воинству неоднократно выпадала возможность проявить свою доблесть. Если верить официальным отчетам и изображениям на барельефах, особенно т

Сборы и раздача оружия
Прежде чем приступить к военным действиям, фараон обычно созывал своих советников; нередко это делалось даже в том случае, если царь уже принял окончательное решение. Именно так поступил Камос, оди

Выступление в поход
Представим себе египетское войско, собравшееся на равнинах Дельты и готовое двинуться в поход. Сначала египтянам предстоит пройти по мосту Силе над озером, кишащим крокодилами, которое так прекрасн

Сражение
При желании противник мог укрыться в одной из своих крепостей, избрав оборонительную тактику боя. Если же он считал себя в силах сразиться с врагом в чистом поле, он должен сам назначить день и мес

Походы в Нубию
Война против южных народов, похоже, никогда не воспринималась египтянами всерьез, поскольку, чтобы разгромить противника, египтянам нужно было лишь окружить их лагерь, что не составляло труда. Нуби

Триумфальное возвращение
Фараон показал свою силу всем народам мира, и каждый уголок, куда достигает солнце, стал свидетелем его успеха. Он установил границы там, где ему это было угодно, как повелел Амон-Ра и все его отцы

Чиновничий аппарат
С древнейших времен в Египте действовала административная система. Уже во времена Первой династии чиновники, заведующие царским хозяйством, с помощью специальных цилиндрических печатей оттискивали

Набор и обучение чиновников
Девятнадцатая династия была основана неким Парамсесом, который за свою длинную жизнь удостоился множества важных титулов, как религиозных, так и жреческих, а кроме того, военных званий. Когда царь

Судьи дурные и праведные
Представители закона даже самого низкого ранга внушали работникам и феллахамблагоговейный страх. Как правило, их появление предвещало либо хорошую порку, либо конфискацию их скудного им

Охрана порядка
При последнем правителе династии Рамсесидов в Фивах, да и во всем Египте, происходили поистине невероятные события. Кражи, злоупотребления властью и прочие преступления случались во все времена и д

Прием иноземных данников
Как мы видели, государственные служащие отвечали главным образом за охрану царских владений, борьбу с преступниками, судопроизводство и сбор налогов. В голодные годы они кормили народ. Это были их

Набожность
Геродот считал, что во всем мире не найти народа, равного египтянам в набожности. Они верили, что все на земле принадлежит богам, что боги – источник всякого блага, что им ведомы все помыслы людей

Жречество
Как мы видели, каждый храм представлял собой маленький город, где за окружной стеной жили своим закрытым сообществом чиновники, охрана, ремесленники и земледельцы. Их жизнь полностью зависела от хр

Торжественные выходы богов
Верующие в любой момент могли прийти к богу в его храм, чтобы испросить совета, пожаловаться или поблагодарить. Но раз в году хозяин святилища торжественно выходил из своего обиталища и посещал гор

Выход Мина
Присутствие царя и его двора в столице придавало публичным выходам некоторых богов размах всенародного торжества. Годовщина восшествия на престол Рамсеса III совпадала с празднеством Мина, владыки

Прекрасное празднество Опета
Пышный праздник Амона в Опете пользовался куда большей популярностью, чем торжества в честь Мина. Справлялся он в течение всего второго и третьего месяца разлива, когда нильские воды достигали высш

Празднество Долины
Было и еще одно событие, в честь которого священная ладья Амона снималась с якоря. Это было празднество Долины. На этот раз она пересекала Нил, «влекомая богами». Это выражение некоторые ученые ист

Мистерии
Выходы богов не занимали бы столько дней и не привлекали бы множество зрителей, если бы организаторы церемоний не вносили в эти зрелища некоторого разнообразия. Сколько можно любоваться раззолоченн

Дом Жизни
В ограде многих храмов находились школы, но не просто школы, где дети учились читать и писать, а специальные школы для рисовальщиков, резчиков и скульпторов, отдававших свой талант на прославление

Старость
Высказывания мудреца Птахотепа и история о приключениях Синухе показывают, что египтяне не пытались поэтизировать старость. Старость безобразна, ей сопутствует физическая и духовная немощь; это вре

Взвешивание деяний
Было бы ошибочно предполагать, что перспектива отправиться в мир иной доставляла египтянам большую радость. Однако они сознавали, что смерть безжалостна и никакие мольбы не помогут прогнать ее. Глу

Подготовка гробницы
Обретя таким образом душевный покой, египтянин начинал заниматься подготовкой своего «последнего пристанища». Фараоны никогда не забывали вовремя позаботиться об этом. Строительство пирами

Жрец двойника и его обязанности
Итак, наш египтянин, достигший преклонных лет, проследил за строительством и обустройством своего «дома вечности», заказал украшения для своей гробницы у краснодеревщиков и столяров. Он приказал юв

Бальзамирование
Теперь, когда наш египтянин получил предупреждение от Осириса, позаботился о строительстве и обустройстве своего «дома вечности», сделал все, чего требовало благочестие и уважение к древним традици

Похороны. Состав похоронной процсесии
Похороны в Египте представляли собой зрелище печальное и вместе с тем весьма живописное. Близкие покойного, не скрывая своего горя, рыдали и размахивали руками. Боясь, что одним им будет не под сил

Переправа через Нил
Процсесия медленно двигалась по направлению к Нилу, где ее уже поджидали несколько барок. Главное судно имело изящно изогнутые нос и корму, оканчивающиеся украшением в виде цветка папируса; на палу

Восхождение к гробнице
Между тем на другом берегу процсесию уже поджидали. Народ собрался на пристани, а торговцы разбили на набережной палатки, наполненные разнообразными предметами, необходимыми для религиозных обрядов

Прощание с мумией
Наконец многотрудное путешествие закончено, и участники процсесии собрались у входа в гробницу. Здесь тоже были разбиты небольшие палатки, внутри суетились люди, разжигавшие курильницы с длинными р

Поминальная трапеза
Когда подземная усыпальница была обставлена как полагается, жрец и его помощники удалялись. Каменщик замуровывал вход. Родственники и друзья, сопровождавшие умершего в его «дом вечности», однако, н

Отношения между живыми и мертвыми
Лишь наивный мог считать Аментет обителью мира и отдохновения: мертвые недоверчивы и мстительны, они боятся грабителей, привлеченных их золотом и серебром, боятся непочтительных или равнодушных пос

Словарь терминов, встречающихся в тексте
Амаху –букв, «достойный, почитаемый»; удостоившийся этого звания имел право быть похороненным за счет царя. Аментет –царство богов мертвых. Ах –душа человека,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги