рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные обязанности фараона

Основные обязанности фараона - раздел Религия, Эпоха рамсесов. Быт, религия, культура Искусство Управления Государством – Искусство Распоряжаться Жизнью Своего Нар...

Искусство управления государством – искусство распоряжаться жизнью своего народа – в Египте зиждилось на не совсем обычных принципах. Если властитель (да будет он Жив, Здоров и Силен!) был достойным отпрыском божественной плоти и пользовался покровительством богов, стране были обеспечены мир и процветание. Нил щедро разливал свои воды, поля покрывались богатыми всходами ячменя и пшеницы, стада умножались, со всех сторон света поступали в Египет золото, серебро и медь, ценная древесина, слоновая кость, благовония и драгоценные камни. Но если это главное условие – божественность фараона – не соблюдалось, все шло прахом. Страна приходила в упадок. Никто не имел реальной власти, потому что каждый стремился командовать сам. Брат поднимал руку на брата. И наконец – о, стыд и унижение! – иноземец всходил на трон Египта. Нил более не заливал измученную зноем землю. Народ страдал от голода. Из Сирии и из Куша больше не привозили богатых товаров, в храмах не совершались обильные жертвоприношения. Боги окончательно отвращали свой взгляд от народа, утратившего веру.

Поэтому самая главная обязанность фараона состояла в том, чтобы постоянно всеми доступными средствами выражать свою признательность божественным владыкам мира. В начале многих надписей, которые мы читаем на стелах, сообщается, что Его Величество, посетив Мемфис или Он, Пер-Рамсес или Фивы, посвятил себя делам, угодным богам: восстанавливал разрушенные святилища, возводил новые, укреплял стены храмов, устанавливал в них статуи, обновлял их убранство и священные лодки, воздвигал обелиски, украшал алтари и жертвенные столы цветами, превосходя в щедрости всех своих царственных предшественников. Вот что говорит в своей молитве-исповеди Рамсес III: «Кланяюсь вам, о боги и богини, владыки неба и земли и океана. Велики шаги ваши в ладье миллионов [лет], рядом с вашим отцом Ра, чье сердце радуется, когда он видит ваше совершенство, дарующее счастье Возлюбленной Земле, Тамери… Он преисполняется радости, юность возвращается к нему, когда глядит он на ваше величие в небесах и силу на земле. Вы даете воздух ноздрям, лишенным дыхания.

Я – ваш сын, сотворенный руками вашими. Вы поставили меня правителем (да будет он жив, невредим и здоров!) всей земли. Вы сотворили для меня совершенство на земле. Я исполняю свой долг с миром. Сердце мое без устали ищет, как служить вашим святыням во благо. Великими повелениями, записанными в каждом зале письма, я дарую им людей и земли, скот и корабли. Их барки плавают по Нилу. Я сделал процветающими ваши святилища, что пришли упадок. Я учредил для вас божественные приношения, помимо тех, что были для вас. Я работал во славу вашу в Домах Золота с золотом, серебром, лазуритом и бирюзой. Я бодрствовал над вашими сокровищницами. Я наполнил их многочисленными вещами. Я наполнил ваши закрома ячменем и пшеницей. Я построил для вас крепости, святилища, города. Ваши имена высечены там навечно. Я увеличил число ваших работников, добавив к ним множество людей. Я не забирал людей из тех, что в святилищах ваших, для моих войск и колесниц, как делали прежние цари (то есть не забирал людей на военную службу). Я повелел, чтобы так же делали цари, которые придут после меня. Я приносил вам в жертву множество добра. Я построил вам склады для празднеств и наполнил их пищей. Я сделал для вас сосуды изукрашенные, золотые, серебряные и медные. Я построил вам ладьи, плывущие по реке, и их великие Жилища (имеются в виду «раки», в которых хранятся священные ладьи), покрытые золотом».

После этого вступления Рамсес перечисляет все, что он сделал в главных храмах Египта. Он долго распространяется о дарах, принесенных в честь «Амона, владыки трона Двух Миров», «Атума, владыки Двух Земель Она», «Птаха могучего, что к югу от стены его», и их божественных супруг. Не жалея своей казны и богатств своей земли ради богов, Рамсес III шел по давно проторенному пути. С тех пор как появились фараоны, почти о каждом из них можно было сказать то, что начертано на стеле, воздвигнутой Аменхотепом II в 1447 г. до н. э. в храме Амада в Нубии: «Сей царь благодетелен, ибо он делает угодное всем богам, воздвигая им храмы и высекая изображения их». Рамсес II, едва вступив на трон, задумал показать себя набожным сыном как по отношению к богам, так и к своему земному отцу Менмаатра Сети-Мернептаху (Сети I), который начал в городах богов Анхаре и Уннефера (Абидосе) грандиозные работы, но так и не смог их завершить. Города эти являли собой нечто среднее между строительными площадками и руинами. Межевые камни храмовых владений были непрочно врыты, и любой мог их опрокинуть. И вот Рамсес II повелел своему советнику созвать всех придворных, членов царского дома, военачальников, всех управителей строительных работ и хранителей дома книг и произнес перед ними следующую речь: «Я созвал вас всех, ибо меня посетила идея. Я видел, как строят некрополь и гробницы в Абидосе. Работы, начатые там при жизни их владыки, до сих пор не закончены. До этого дня сын, занявший место отца своего, ничего не делал, чтобы завершить памятник породившему его. И тогда сказал я себе: «Счастье придет к тому, кто поднимает упавшее, и за доброе дело всегда ожидает награда. Поэтому сердце мое велит мне делать то, что будет к чести Мернептаха». И я сделаю так, чтобы повторяли во все времена: «Это его сын продолжил жизнь его имени». Царь еще долго говорил в том же духе и заключил свое обращение так: «Прекрасное дело – воздвигнуть памятник другому памятнику, ибо это сразу два благих дела. Таков есть его сын, таким был тот, кто его породил». Предложение фараона понравилось его советникам. Выслушав их, Рамсес повелел поручить работы зодчим. Он отобрал воинов, каменщиков, резчиков, скульпторов, рисовальщиков и работников всех ремесел, чтобы соорудить святая святых для своего отца и восстановить все обветшалые строения некрополя. Он составил полный перечень переданных некрополю крестьян, полей и стад. Он назначил жрецов, четко определил обязанности каждого, выбрал из их числа верховного жреца. Затем, обращаясь к своему царственному отцу, Рамсес перечислил все, что он сделал для него и его храма: «Все будет сделано во благо тебе, пока я жив, пока жив Рамсес Мериамон, сын Ра, да будет ему дарована жизнь, достойная Ра». И покойный фараон Сети, обратясь к живому фараону, как отец к сыну, заверил его, что предстал с его просьбой перед Ра и что все боги – Ра, Атум, Тот, Уннефер и великая Эннеада – возрадовались тому, что совершил достойный правитель Египта.

Царь Рамсес был не прав лишь в одном: ему не следовало обвинять всех своих предшественников в пренебрежении к предкам. За полтора века до него фараон Тутмос III Менхеперра нашел храм Птаха в Фивах в жалком состоянии, недостойном такого великого бога. Кирпичные стены пришли в негодность, колонны и деревянные двери развалились. Фараон приказал отстроить храм заново, начиная с фундамента. Стены возвели из прекрасного белого песчаника, храмовую ограду укрепили так, чтобы она могла простоять вечно, новые двери сделали из сосны, а засовы и петли – из азиатской меди. «Никогда ничего подобного не было сотворено до меня, – говорит фараон, разделяя заблуждение, столь милое сердцу любого египтянина. – При мне он стал больше, чем был раньше. Золотом горных земель украсил я его великое жилище, наполнив его вазами из золота, серебра и всевозможных драгоценных камней, одеяниями из белого льна, благовонными мазями, чтобы дать ему радость на празднествах в начале сезона, которые совершаются в его святилище… Я наполнил его храм всякими превосходными вещами, прислал быков, птицу, смолы и вина, подарки и овощи, когда возвратился с гор Речену».

Но даже после того, как царь осыпал богов щедрыми дарами, восстановил старые святилища и построил новые из самых лучших и редких материалов, работа его не была завершена. Ему предстояло проследить за тем, как будут исполняться его повеления, а по окончании работ провести обряд освящения храма и передать его во власть богов.

Для этого ему нужно было разбросать вокруг себя зерна
бесена,двенадцать раз ударить в дверь храма своим жезлом, освятить наос огнем, а затем обежать вокруг храма, держа в каждой руке по сосуду, или в некоторых случаях в одной руке – весло, а в другой – угольник, каким пользуются зодчие. Иногда рядом с царем гнали священного быка Аписа. Помимо этого, царю приходилось участвовать в некоторых больших религиозных торжествах. Во время великого праздника Опета ему полагалось появляться на священной барке длиной свыше ста локтей, которую вели на буксире от Карнака до Луксора. Не меньшей популярностью пользовалось празднество в честь бога Мина в начале сезона
шему,когда царь должен был сам срезать сноп пшеницы
бедет.В отличие от других правителей Рамсес III никак не мог передать эту обязанность никому другому, поскольку празднество совпадало с днем его восшествия на престол. Когда эфиоп Пианхи начал завоевание Египта, сначала он отпраздновал Новый год у себя в Напате. Прибыв в Фивы в день великого плавания Амона, он сопровождал ладью бога. Начиная с этого дня в жизни Пианхи постоянно чередовались сражения и церемонии, пока он наконец не одержал окончательную победу. К жителям Мемфиса он обратился с такими словами: «Не запирайся, не сражайся, древнее пристанище Шу. Пусть входит входящий и пусть выходит выходящий, пусть не задерживается идущий. Принесу я жертву Птаху и богам Белой Стены (Мемфиса). Почту я Сокара в таинственном обиталище его. Я буду созерцать его, «находящегося к югу от своей стены» (Птаха). И я смогу уплыть оттуда с миром, не принесу я горя Белой Стене, так что даже ребенок не заплачет там. Взгляните на номы юга: не был там убит ни один человек, кроме нечестивцев, говоривших дурное против бога». Взяв Мемфис, он совершил обряд очищения города солью и благовониями, совершил все церемонии, которые полагалось совершать фараону, вошел в храм и поднес отцу своему Птаху, «находящемуся к югу от своей стены», богатые дары.

Подобные церемонии повторились вскоре в Оне. После различных предварительных обрядов, которые позволили бы ему достойно войти в святая святых, получив благословение великого жреца и выслушав молитву, охраняющую царя от врагов, Пианхи взошел по ступеням большой террасы, чтобы увидеть Ра в его святилище – Пирамидионе (храм бога солнца Ра в Оне). Он сам отодвинул засовы, распахнул створки дверей и узрел божественного отца своего, ладью Ра и ладью Атума. Затем он вновь затворил двери, наложил на замок ком глины и запечатал святилище царской печатью, после чего жрецы простерлись перед фараоном и пожелали ему долгой жизни и благоденствия.

Пианхи желал показать египтянам, что он так же набожен и так же чтит древние обычаи, как они. Однако здесь Рамсесиды опережали его во всех отношениях. Не было случая, чтобы, проходя по городу, они не зашли в храм поклониться богам. Фараон прежних времен всюду чувствовал себя как дома, потому что, куда бы он ни отправился, всюду видел он изображения себя, подносящего богам воду, вино, молоко, статуэтки богини или воскуривающего на их алтарях благовонные масла. Больше того, Рамсес I и его сын Сети I, прежде чем взойти на трон, были верховными жрецами Сета и участвовали в отправлении культов барана в Мендесе и богини-змеи Уаджет, которая почиталась в их родном городе и в соседних номах. В начале своего царствования Рамсес II принял сан верховного жреца Амона, хотя очень скоро юный фараон, любитель наслаждений, страстный охотник и смелый воитель, с радостью уступил свои обременительные и скучные жреческие обязанности одному из высших религиозных сановников. Тем не менее он, как и его предшественники и преемники, очень добросовестно относился к исполнению своего долга по отношению к богам. Только такой ценой – безусловно, ценой весьма высокой – мог он обеспечить мир и спокойствие в своей стране. И потому во времена Рамсеса Великого простой люд был в целом доволен своей участью, а правитель мог не опасаться серьезного мятежа; те же, кто имел достаточно сил, чтобы нарушить установленный порядок, предпочитали его поддерживать, ибо никому не было выгодно ссориться с правителем, которому благоволят великие боги.


 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эпоха рамсесов. Быт, религия, культура

Annotation.. в книге дана полная картина эпохи правления фараонов из династии рамсесидов..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные обязанности фараона

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Внутренняя обстановка
Как в жилых помещениях дворцов, так и в домах богачей основным предметом мебели были разнообразные стулья и кресла. Некоторые из них представляли собой что-то вроде квадратного ящика со спинкой выс

Времена года
Египтяне воспринимали год не как период, за который солнце совершает кругооборот, а как отрезок времени, необходимый для получения урожая. Слово реннет,означающее год, изображалось в ие

Торжества и праздники
Первый день нового года был не только праздником богини Сопдет, он отмечался по всей стране. В этот день в храме Упуата «дом преподносил дары своему Владыке». Под этим, вероятно, следует понимать,

Благоприятные и неблагоприятные дни
Однако, выполнив все обязательства перед богами, египтяне не могли позволить себе безоглядно предаваться наслаждениям или заняться обычными делами. Все дни египетского календаря делились на три кат

Женитьба
Глава семьи должен был иметь собственный дом, будь то большой дворец, наполненный несметными богатствами, или скромная хижина с дырявой циновкой на полу. Обзавестись хозяйством и взять жену было дл

Женщины
Художники и скульпторы оставили нам прекрасные и трогательные изображения египетской семьи. Отец и мать держатся за руки или обнимают друг друга за талию, а дети нежно прижимаются к родителям. Мы в

Слуги и рабы
В росписях и на барельефах, где изображены люди из окружения знатного вельможи, порой нелегко отличить его помощников в делах от обычных слуг. В Египте, однако, их никогда не путали. Хапиджефаи, пр

Домашние животные
Собаке, верному другу и помощнику человека по охоте, разрешалось входить в дом. Она залезала под хозяйское кресло и мирно дремала. Пастушьи собаки всюду следовали за хозяином, который голосом или ж

Выпечка
Кулинарный словарь эпохи Раннего царства насчитывал не меньше пятнадцати слов, обозначающих различные виды хлеба или лепешек. В более поздних текстах мы находим несколько дополнительных терминов. О

Напитки
Национальным напитком древних египтян было пиво, которое пили повсюду – дома, на открытом воздухе, на борту корабля и в харчевнях. Получивший царское прощение Синухе возвращается на корабле из Путе

Трапеза
Итак, мы описали основные продукты, служившие пищей египтянам. Мы не располагаем документами, в которых достаточно подробно сообщается, как подавали еду в частных домах. Можно с уверенностью утверж

Пиршества
Богатый египтянин не испытывал недостатка в свободном времени и хорошо знал, как с толком провести его. Охота в пустыне, пешие прогулки, паломничества в храмы, ловля рыбы и птицы на болотах, посеще

Крестьяне
Любой, кто занимался физической работой, вызывал у писцов презрение, однако ниже всех они ставили земледельца. Крестьянин, как и орудия его труда, не может служить долго. Хозяин и сборщик налогов э

Полив сада
В главе, где речь шла о жилищах египтян, мы уже отмечали их любовь к садам. И горожане, и деревенские жители стремились иметь сад, чтобы выращивать фрукты и овощи. Наиболее трудоемкой из садовых ра

Сбор винограда
В каждом саду был хотя бы небольшой виноградник, посаженный у стены дома или вдоль главной аллеи. Виноградные лозы обвивали жерди и шестки, выгибались, образуя пышные своды над головой, в разгар ле

Пахота и сев
Сельское хозяйство в эпоху Рамсесидов было основано на выращивании зерновых культур. Поля пшеницы и ячменя простирались от болот Дельты до порогов. Крестьяне Египта были в первую очередь землепашца

Сбор урожая
Когда колосья начинали желтеть, крестьянин с беспокойством ждал нашествия своих главных врагов: хозяина или его представителей, армии писцов, землемеров и стражи. Первым делом они принимались измер

Вредители
Мы уже убедились, что урожай в Египте подвергался угрозе со стороны целого сонма врагов. Когда ячмень созревал, а лен покрывался цветами, грозы и град обрушивались на страну, грозя «побить во всех

Животноводство
В самые древние времена египтянам приходилось опытным путем выяснять, каких животных можно приручить и одомашнить, а каких нельзя. Многие попытки оканчивались неудачей. На охоте товарищем человека

Обитатели болот
Значительная часть Нильской долины была занята болотами. Каждый год река возвращалась в свои берега, и каждый год на возделанных полях оставались большие лужи, вода в которых не высыхала вплоть до

Охота в пустыне
Охота в пустыне была не только развлечением для царских родственников и высоких вельмож, но и промыслом профессиональных охотников. Так, почти в каждой гробнице мы найдем изображение ее владельца,

ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА
Конечно же в Египте жили не одни только земледельцы, писцы и жрецы. Если бы это было так, не существовало бы ни пирамид, ни храмов, ни гробниц со скульптурами. Едва ли царевна Хнумит смогла бы возл

Каменотесы
В двух пустынях по обе стороны Нильской долины египтянам принадлежали огромные запасы камня, который поставлялся зодчим и скульпторам для воплощения их самых грандиозных замыслов, а также ювелирам,

Рудокопы
В пустыне между Нилом и Красным морем египтяне имели множество богатых золотых рудников. Особо стоит отметить три места. В древних текстах, в том числе в папирусе Харриса, не раз упоминается золото

В мастерских
В гробницах Нового царства мы находим много росписей, на которых показана работа в ремесленных мастерских. Эти изображения, а также подписи к ним наводят на мысль, что все ремесленники – резчики по

Скульпторы
Мы знаем, что резчики по камню предпочитали работать в одиночку. На той росписи, где мы уже видели Дуа-унехеха, они как раз заканчивают работу над монолитной рамой для дверного проема в виде двух к

Ювелиры, гранильщики, золотых дел мастера
Уже при Первой династии фараонов египтянам удалось достигнуть высочайшего мастерства в изготовлении каменных ваз. В эпоху Рамсесидов это искусство продолжало процветать. Алебастр, сланец и брекчия

Работа с деревом
Египетские столяры пользовались такими породами дерева, как акация, рожковое дерево, можжевельник и другие местные виды, которые пока не удается установить и которые, так же как и черное дерево, пр

Обработка кожи
Ремесло кожевников расцвело еще в Раннем царстве. Некий Ута, один из мастеров той эпохи, занимался изготовлением сандалий, сумок и листов пергамента для чиновников, которые со свитком в руке руково

Художники и ремесленники
Во всех мастерских законченные изделия расставляли на столах и на полках, чтобы управляющий работами мог как следует осмотреть их и решить, есть ли среди них достойные занять почетное место в царск

Каменщики и другие
Теперь настало время обратиться к более тяжелому или низменному делу, которым обычно приходилось заниматься чужеземцам, свободным или военнопленным, и которое едва ли могло принести им титул «высок

Хозяева и работники
В качестве образчика добродетелей просвещенного хозяина мы можем взять Рамараи, верховного жреца Амона. «О жрецы, писцы дома Амона, достойные служители божественных жертвоприношений, пекар

Торговля и деньги
Во владениях, принадлежавших государству или великим богам, велся строгий учет всех поступающих за день продуктов и изделий, а также расходов на содержание работников. Это были, если можно так выра

Странствия по Египту
Вопреки общепринятому мнению, древние египтяне были великими путешественниками. Они постоянно передвигались между деревнями и крупными центрами, между столицами номов и царскими резиденциями. На бо

Странствия в пустыне
Египтяне издревле испытывали к пустыне благоговение, смешанное со страхом. Они никогда не забывали, что их далекие предки долго странствовали по ней, прежде чем осесть в долине Нила. Мин, один из в

Путешествия в Библ
По мнению египтян, море, йам, было божеством ревнивым. Когда море увидело, что боги даровали Бате в жены прекрасную деву, оно преисполнилось завистью и затопило землю, чтобы ею завладет

Путешествия по Красному морю
Целью практически всех путешествий по Красному морю была страна Пунт, земля фимиама, находившаяся за проливом Баб-эль-Мандеба на сомалийском и аравийском побережье. Добрый змей из сказки о моряке,

Утренний туалет царя
Пробуждение царя ото сна, вероятно, было связано с целым рядом сложных церемоний. Один из высших сановников, Птахмос, рассказывает, что каждый день он вставал вместе с солнцем, чтобы первым поприве

Государственные дела
Если верить Диодору, утверждавшему, что он со всем тщанием изучил летописи египетских жрецов, жизнь царя – как общественная, так и частная – была строго регламентирована. Так, едва пробудившись ото

Царское помилование
Единственный известный нам случай, когда преступник был помилован фараоном, – это «Приключения Синухе». Зато в них более чем подробно описано, как это произошло. Царь не только простил Синухе и поз

Царские милости
Один из придворных так сказал о фараоне: «Он тот, кто преумножает добро, кто умеет давать. Он бог, о да, царь богов. Он знает всех, кто знает его. Он награждает того, кто служит ему. Он защищает то

Прием иноземных послов
  Прием иностранных послов становился поводом для церемонии еще бо

Царская охота
Царевич мог забавляться стрельбой по медным мишеням или гонять антилоп в пустыне близ пирамид, вверив себя покровительству Хорахти, но царь предпочитал более опасные развлечения, поэтому отправлялс

Частная жизнь царя
По возвращении из длительного путешествия или похода через пустыню царь мог насладиться отдыхом в своем дворце в Пер-Рамсесе, Мемфисе или Фивах. Эхнатон так восхищался своим новым дворцом в Ахетато

Гаремные интриги
Хотя никто не сомневался в божественности фараона, законного сына Амона, всюду находились святотатцы, стремившиеся свергнуть его с престола, погубить и навеки пресечь его ветвь, чтобы получить влас

Заветы фараона
Долгое царствование и различные неприятные происшествия вроде описанного в предыдущей главке могли пробудить в фараоне естественное желание поведать о своем богатом опыте грядущим поколениям. Некот

Плюсы и минусы военного дела
Писцы считали, что военное дело стоит куда ниже их ремесла, однако их ученики, ослепленные блеском военной славы, нередко меняли тростниковую палочку и дощечку для письма на меч и лук, а уж тем бол

Служба внутри Египта
Когда фиванские цари начали освободительную войну против гиксосов, их войско состояло только из египтян, однако вскоре была введена практика использовать в качестве солдат пленных. Полк, которым ко

Войско на войне
Во времена Девятнадцатой и Двадцатой династий египетскому воинству неоднократно выпадала возможность проявить свою доблесть. Если верить официальным отчетам и изображениям на барельефах, особенно т

Сборы и раздача оружия
Прежде чем приступить к военным действиям, фараон обычно созывал своих советников; нередко это делалось даже в том случае, если царь уже принял окончательное решение. Именно так поступил Камос, оди

Выступление в поход
Представим себе египетское войско, собравшееся на равнинах Дельты и готовое двинуться в поход. Сначала египтянам предстоит пройти по мосту Силе над озером, кишащим крокодилами, которое так прекрасн

Сражение
При желании противник мог укрыться в одной из своих крепостей, избрав оборонительную тактику боя. Если же он считал себя в силах сразиться с врагом в чистом поле, он должен сам назначить день и мес

Походы в Нубию
Война против южных народов, похоже, никогда не воспринималась египтянами всерьез, поскольку, чтобы разгромить противника, египтянам нужно было лишь окружить их лагерь, что не составляло труда. Нуби

Триумфальное возвращение
Фараон показал свою силу всем народам мира, и каждый уголок, куда достигает солнце, стал свидетелем его успеха. Он установил границы там, где ему это было угодно, как повелел Амон-Ра и все его отцы

Чиновничий аппарат
С древнейших времен в Египте действовала административная система. Уже во времена Первой династии чиновники, заведующие царским хозяйством, с помощью специальных цилиндрических печатей оттискивали

Набор и обучение чиновников
Девятнадцатая династия была основана неким Парамсесом, который за свою длинную жизнь удостоился множества важных титулов, как религиозных, так и жреческих, а кроме того, военных званий. Когда царь

Судьи дурные и праведные
Представители закона даже самого низкого ранга внушали работникам и феллахамблагоговейный страх. Как правило, их появление предвещало либо хорошую порку, либо конфискацию их скудного им

Охрана порядка
При последнем правителе династии Рамсесидов в Фивах, да и во всем Египте, происходили поистине невероятные события. Кражи, злоупотребления властью и прочие преступления случались во все времена и д

Прием иноземных данников
Как мы видели, государственные служащие отвечали главным образом за охрану царских владений, борьбу с преступниками, судопроизводство и сбор налогов. В голодные годы они кормили народ. Это были их

Набожность
Геродот считал, что во всем мире не найти народа, равного египтянам в набожности. Они верили, что все на земле принадлежит богам, что боги – источник всякого блага, что им ведомы все помыслы людей

Жречество
Как мы видели, каждый храм представлял собой маленький город, где за окружной стеной жили своим закрытым сообществом чиновники, охрана, ремесленники и земледельцы. Их жизнь полностью зависела от хр

Торжественные выходы богов
Верующие в любой момент могли прийти к богу в его храм, чтобы испросить совета, пожаловаться или поблагодарить. Но раз в году хозяин святилища торжественно выходил из своего обиталища и посещал гор

Выход Мина
Присутствие царя и его двора в столице придавало публичным выходам некоторых богов размах всенародного торжества. Годовщина восшествия на престол Рамсеса III совпадала с празднеством Мина, владыки

Прекрасное празднество Опета
Пышный праздник Амона в Опете пользовался куда большей популярностью, чем торжества в честь Мина. Справлялся он в течение всего второго и третьего месяца разлива, когда нильские воды достигали высш

Празднество Долины
Было и еще одно событие, в честь которого священная ладья Амона снималась с якоря. Это было празднество Долины. На этот раз она пересекала Нил, «влекомая богами». Это выражение некоторые ученые ист

Мистерии
Выходы богов не занимали бы столько дней и не привлекали бы множество зрителей, если бы организаторы церемоний не вносили в эти зрелища некоторого разнообразия. Сколько можно любоваться раззолоченн

Дом Жизни
В ограде многих храмов находились школы, но не просто школы, где дети учились читать и писать, а специальные школы для рисовальщиков, резчиков и скульпторов, отдававших свой талант на прославление

Старость
Высказывания мудреца Птахотепа и история о приключениях Синухе показывают, что египтяне не пытались поэтизировать старость. Старость безобразна, ей сопутствует физическая и духовная немощь; это вре

Взвешивание деяний
Было бы ошибочно предполагать, что перспектива отправиться в мир иной доставляла египтянам большую радость. Однако они сознавали, что смерть безжалостна и никакие мольбы не помогут прогнать ее. Глу

Подготовка гробницы
Обретя таким образом душевный покой, египтянин начинал заниматься подготовкой своего «последнего пристанища». Фараоны никогда не забывали вовремя позаботиться об этом. Строительство пирами

Жрец двойника и его обязанности
Итак, наш египтянин, достигший преклонных лет, проследил за строительством и обустройством своего «дома вечности», заказал украшения для своей гробницы у краснодеревщиков и столяров. Он приказал юв

Бальзамирование
Теперь, когда наш египтянин получил предупреждение от Осириса, позаботился о строительстве и обустройстве своего «дома вечности», сделал все, чего требовало благочестие и уважение к древним традици

Похороны. Состав похоронной процсесии
Похороны в Египте представляли собой зрелище печальное и вместе с тем весьма живописное. Близкие покойного, не скрывая своего горя, рыдали и размахивали руками. Боясь, что одним им будет не под сил

Переправа через Нил
Процсесия медленно двигалась по направлению к Нилу, где ее уже поджидали несколько барок. Главное судно имело изящно изогнутые нос и корму, оканчивающиеся украшением в виде цветка папируса; на палу

Восхождение к гробнице
Между тем на другом берегу процсесию уже поджидали. Народ собрался на пристани, а торговцы разбили на набережной палатки, наполненные разнообразными предметами, необходимыми для религиозных обрядов

Прощание с мумией
Наконец многотрудное путешествие закончено, и участники процсесии собрались у входа в гробницу. Здесь тоже были разбиты небольшие палатки, внутри суетились люди, разжигавшие курильницы с длинными р

Поминальная трапеза
Когда подземная усыпальница была обставлена как полагается, жрец и его помощники удалялись. Каменщик замуровывал вход. Родственники и друзья, сопровождавшие умершего в его «дом вечности», однако, н

Отношения между живыми и мертвыми
Лишь наивный мог считать Аментет обителью мира и отдохновения: мертвые недоверчивы и мстительны, они боятся грабителей, привлеченных их золотом и серебром, боятся непочтительных или равнодушных пос

Словарь терминов, встречающихся в тексте
Амаху –букв, «достойный, почитаемый»; удостоившийся этого звания имел право быть похороненным за счет царя. Аментет –царство богов мертвых. Ах –душа человека,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги