МИФ В ПРИМИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ



 


Мифологическая традиция этого клана содержит определенные, не­сомненно исторические, факты, которые следует четко выделить и отметить; основание деревни Оливилеви три "правления" тому назад, поселение Табалу в Туква-уква пять "правлений" тому назад, присо­единение к своим владениям Вакуты примерно семь или восемь "прав­лений" тому назад. Под "правлением" имеется в виду период жизни и владычества одного отдельного вождя. Поскольку у тробрианцев, как, без сомнения, и у большинства матрилинейных племен, на смену вождю приходит его младший брат, постольку в среднем "правление" очевидно оказывается много короче, чем период жизни одного поко­ления, и является, поэтому, гораздо менее ненадежной мерой времени, ибо во многих случаях оно может и не быть короче. Те особые исто­рические рассказы, которые подробно излагают когда, кем и каким образом было основано поселение, являются трезвым, лишенным фан­тазии изложением фактов. Например, от независимых информаторов можно получить подробный рассказ о том, как во времена их отцов и дедов Бугвабвага, вождь Омараканы, после неудачной войны вынуж­ден был бежать вместе со всей своей общиной далеко на юг, в некое место, где имели обыкновение устраивать временные поселения. Спус­тя пару лет он вернулся, чтобы совершить церемонию примирения и восстановить Омаракану. Однако его младший брат не вернулся с ним, а основал постоянную деревню, Оливилеви, и остался в ней. Этот рассказ, который до мельчайшей детали может быть подтвержден лю­бым просвещенным взрослым туземцем этого района, несомненно яв­ляется самым надежным историческим преданием, какое только мож­но получить в общине дикарей. Сведения о Туква-укве, Вакуте и т.д. носят такой же достоверный характер.

Что ставит достоверность таких сказаний выше всяких сомнений, так это их социологические основания. Бегство после поражения является общим правилом в племенной практике. Характерны также способы приведения деревень под власть людей высокого статуса — например, брак между женщинами Табалу и главами подчиняемых деревень. Техника этого процесса имеет огромное значение и должна быть описана подробно. Брак у тробрианцев патрилокальный, поэ­тому женщина всегда переходит в общину мужа. В хозяйственном отношении брак влечет за собой постоянный обмен пищи, поставля­емой семьей жены, на ценности, которые дает муж. Наиболее изо­билуют пищей центральные равнины КиривиньГ, где правят вожди

* Киривина — один из округов на главном острове Тробрианского архипела­га — Бойове.


высшего ранга из Омараканы. Ценные украшения из раковин, ре­галии вождей, изготовляются в прибрежных районах, расположен­ных к западу и югу. Поэтому всегда существовала и до сих пор наблюдается тенденция, обусловленная экономическими фактора­ми, выдавать женщин из высокоранговых кланов или субкланов замуж за влиятельных глав таких деревень, как Гумилабаба, Кава-тариа, Туква-уква, Синакета и Вакута.

Пока все идет строго в соответствии с буквой племенного закона. Но как только женщина Табалу поселяется в деревне мужа, она затмевает его своим статусом и очень часто — влиятельностью. Если у нее есть сын или сыновья, то до наступления половой зрелости они являются законными членами общины своего отца. Они стано­вятся самыми важными особами мужского пола в этой общине. И как это водится у тробрианцев, даже после их возмужания отец хочет оставить их при себе в силу привязанности; община же чув­ствует, что, благодаря их пребыванию в ней, поднимается ее общий статус. Большинство хочет, чтобы они остались, а меньшинство — законные наследники главы общины, его братья и сыновья его сес­тры — не осмеливаются противиться этому. Поэтому, если эти вы­сокоранговые сыновья не имеют особо важных причин выполнить предписываемое нормами — вернуться в свою деревню, т. е. в де­ревню своей матери — они остаются в общине отца и правят ею. Если у них есть сестры, они также могут остаться, выйти замуж в этой же деревне и таким образом положить начало новой династии. Постепенно, не сразу, эти пришлые люди присваивают все приви­легии, регалии и функции, до этого по праву принадлежавшие мес­тным, лидерам. Их величают "хозяевами" деревни и ее земель, они заседают во главе официальных советов, решают все важные дела, требующие решений, и, что существеннее всего, берут в свои руки контроль над местными монополиями и местной магией.

Все, только что изложенное мной, — результат тщательных эм­пирических наблюдений; теперь давайте рассмотрим легенды, при­званные увязать все это с мифологической традицией. Согласно од­ному сказанию, из первичной дыры у Лаба-и вышли две сестры, Ботабалу и Бонумакала. Они сразу же отправились в Киривину, в ее центральный район, и поселились в Омаракане. Там они были радушно приняты местной женщиной, в ведении которой находи­лись магия и все другие права; таким образом появилась мифоло­гическая санкция на их пребывание в главной деревне. (К этому мы позднее еще вернемся.) Спустя некоторое время между сестрами