Б. Малиновский

ющие новые и трудоемкие приемы. Теперь же я ясно вижу, что если бы я приложил больше усилий именно в этом направлении, то смог бы представить гораздо более убедительные и объективно достовер­ные материалы. Так, что касается страхов туземцев, мои тесты были не вполне тщательно продуманы, причем даже в том виде, в каком я использовал их, они недостаточно подробно отражены в моих записях. И опять же, я помню тон — довольно непочтительный, — в каком туземцы говорили о балома, я также помню, что меня тогда поразили некоторые характерные выражения: я должен был бы тут же их записать, но не сделал этого. Наблюдая за поведением испол­нителей и "зрителей" магического обряда, можно подметить неко­торые мелкие детали, характеризующие общий "тон" психологичес­кого настроя туземцев. Такие вещи я фиксировал лишь частично и, думаю, совершенно недостаточно (о них только вскользь упоми­налось в этой работе, в рассказе об обряде камкокола, так как в действительности они не имеют отношения к теме духов или жизни после смерти). Однако до тех пор, пока этот аспект не станет предметом более широкомасштабных наблюдений и не на­копится некоторый сравнительный материал, полноценная разра­ботка соответствующей методики полевой работы, безусловно, будет весьма затруднена.

Эмоциональные установки, проявляющиеся в поведении и харак­теризующие верования, не неизменны: они варьируют индивидуаль­но и не имеют никаких объективных "закрепителей" (таких, какие имеются у верований, воплощенных в обычаях). Тем не менее, они проявляются в объективных фактах, которые могут быть охаракте­ризованы "почти количественно". Например: какова должна быть сила мотивации, чтобы туземец отважился в одиночестве при пуга­ющих обстоятельствах отправиться в путь, и какова может быть дальность этого пути. В каждом обществе есть более храбрые и более трусливые индивиды, люди эмоциональные и люди бесчувственные и т.д. Но для каждого общества характерны свои типы поведения, и, полагаю, достаточно указать эти типы, так как вариативность во всех обществах почти одинакова. Конечно, если появится возмож­ность зафиксировать и вариации, будет еще лучше.

Чтобы проиллюстрировать возможности этого метода конкретны­ми примерами, я проводил эксперименты (тесты на силу страха) в другом районе Папуа — в Маилу, на южном побережье. Они пока­зали, что никакие ординарные мотивы, ни даже посулы экстраор­динарной платы в виде табака, не могли побудить ни одного туземца