Б. Малиновский


 


но отыскать взаимосвязь между фольклором и религией, которая позволила бы нам проверить и документально подтвердить ведущие принципы Робертсона-Смита и его последователей.

Окончательный критерий любой теории в какой-либо области знаний, претендующей на научность, заключается в ее эмпирической ценности. Открывает ли выдвинутая здесь точка зрения новые пути эмпирического исследования; помогает ли она обнаруживать новые факты и новые взаимосвязи между фактами? Наверное, наилучшим доказательством значения настоящей теории мифа является то, каким образом я сам пришел к этой точке зрения в своей полевой работе. Отправляясь на Новую Гвинею, я был уже знаком с господствующим этиологическим объяснением мифа. Эта теория, как мы видели, построена на ошибочных предпосылках, согласно которым мы должны собирать сказания и рас­сматривать их как изолированные документы примитивной науки. И только в условиях полевых изысканий мне пришлось усвоить урок функционального соотнесения мифа и ритуала.

1 Вспомним хотя бы пример Жанны д'Арк и первоначальную враждеб­
ность церкви к заявлениям Бернадет из Лурда [фр. святая, которой в
1858 г. было видение Девы Марии •- науч.ред.]. Несколько лет тому
назад пресса разнесла по всему миру весть об удивительном событии в
Венгрии, где верующим явились трое святых и стали творить чудеса,
собирая толпы народа. По каким-то соображениям католическая цер­
ковь отказалась признать эти чудеса. Были вызваны жандармы, затем
против верующих обратили свои брандспойты пожарники. Огонь энту­
зиазма верующих, признанный и государством и церковью неуместным,
был таким образом в конце концов погашен.

2 См.: Sir James Frazer, "Folklore in the Old Testament", "The Fall of Man".

3 Andrew Lang, "Mythology", in: "Encyclopaedia Britannica", 12th ed.,
1922, pp.131-32.

4 Сравните, к примеру, два последних выпуска "Notes and Queries in Anth­
ropology". В предпоследнем издании мы находим определение мифа как
"рассказа, служащего для объяснения абстрактной идеи или неясной и
сложной концепции" (с.210). Это, конечно же, Эндрю Лэнг во всем своем
великолепии. В последнем же издании полностью принимается сущность
предлагаемой вашему вниманию теории; включены даже большие отрывки
из моей предшествующей публикации (к сожалению, без ссылок, без ка­
вычек и без моего разрешения). На с .329 (строки 19-23) находим дословное
повторение текста со ее. 119-120 моей работы "Миф в примитивной психо­
логии", а также (правда, с незначительными сокращениями) со с.124.
Статья "Миф" в 12-м издании энциклопедии "Британика", написанная
Лэнгом, явно отражает этиологическую теорию мифа; 14-е издание, содер­
жащее новую статью о мифе, содержит цитаты из статьи "Миф в прими­
тивной психологии" автора настоящей работы.


Ил. 9. П. Гоген. В былые времена. 1893. Нью-Йорк, частное собрание.