Философы Мэнцзы и Хань Фэйцзы

После смерти Конфуция довольно известными философами были Мэнцзы (ок. 371-289 гг. до Р. X.), Хань Фэйцзы (ок. 298238 гг. до Р. X.) и др. Мэнцзы считается ортодоксальным конфуцианцем. Подобно Конфуцию, он учил, что в основе человеческой природы заложено добро, несмотря на то, что не все люди достигают высокого уровня нравственности. Его известное изречение гласит: "Как вода в природе течет вниз, так и человек по природе добр". Кроме того, Мэнцзы учил, что Небо наблюдает за положением дел на земле, побуждая граждан восставать против злых правителей, чтобы освобождаться от зла и устанавливать добро.

Хань Фэйцзы отвергал идею природной доброты человека. Он считал, что человеку свойственно совершать зло. Поэтому он нуждается в воспитании и управлении на основе законов. Традиции, обычаи общества, ритуалы помогают сдерживать страсти человека, соблюдать в жизни порядочность и благопристойность. По его мнению, мудрые правители древности знали злую природу человека и поэтому установили точные правила, контролирующие поведение людей. Хань Фэйцзы не верил в существование чего-то сверхъестественного и в то, что Небо отвечает на молитвы. Он смотрел на вещи так, как смотрели на них даосисты и был убежден, что существует только безличный путь всех вещей - дао. Кроме того, он не верил ни в демонов, ни в духов предков, полагая, что церемониальные обряды имеют значение лишь для живых людей. Они ничего не дают мертвым. Однако идеи Хань Фэйцзы были отвергнуты конфуцианскими учеными, несмотря на то, что по многим вопросам он придерживался ортодоксальной конфуцианской точки зрения.