I ЧАСТИ

Богословские основания каждого культа, независимо от числа его последователей, заимствуются у мировых религий. Однако это не зеркальное отражение: постулаты религий мира определенным образом модифицируются, приобретают новые формы согласно новым условиям жизни или сочетаются с идеями разнородных по происхождению религий. Этот процесс называется синкретизмом. Часто новые культы и религиозные учения синкретичны, т. е. совме­щают в своем учении не соответствующие друг другу религиозные доктрины. Синкретичность достигается путем нового толкования доктрин или отрицания некоторых их аспектов.

Эта отличительная особенность культов и определила компо­зицию I части книги. Указав на необычность, иногда даже стран­ность некоторых современных культов и верований в главе 2 и дав в главе 3 определение понятию «культ», а также подразделив куль­ты на ряд категорий, мы рассмотрим известные и широко распро­страненные религии (главы 6 – 15) и лишь мельком коснемся древних верований (главы 4 – 5), которые в связи с проблемой культов получили весьма актуальное звучание. Ведь современные малые религиозные культы станут гораздо понятнее, если ознако­миться с религиями, из которых заимствованы их идеи.

Однако в этой части отсутствует глава о христианстве. И это не случайно. Книга адресована в первую очередь христианам, а они должны быть знакомы с основами своего вероучения. Кроме того, толкование религий и культов мы даем с христианской, евангель­ской точки зрения. Если же среди читателей окажутся нехристиане, не знакомые с учением Евангелия, мы советуем им взяться за чтение Нового Завета и искать встречи с евангельскими верующими, которые смогут истолковать Благую весть Господа Иисуса Христа.

Предлагаемая Вашему вниманию информация о мировых религиях представлена в основном сведениями, которые необходимо знать, чтобы разобраться в проблеме современных культов. Ведь цель книги – изучение их прежде всего в религиозном аспекте (хотя для более глубокого понимания происхождения культа и деятельности его последователей важно знание и философских, и социальных, и психологических факторов).

Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что сведения о религиозных культах в зависимости от длительности их существова­ния или степени распространения неодинаковы.

Итак, чтобы понять учение какого-либо культа, мы должны знать:

1) историю и основы его учения;

2) из каких религий заимствованы его доктрины;

3) каким образом доктрины других религий истолкованы в

данном культе.

Небезынтересна также личность основателей движений, обладающих способностью убеждать людей и вести их за собой.

Однако прежде всего следует обращаться к Слову Божиему. Ибо как уже было сказано во вступлении, существуют силы тьмы, которые могут явиться даже в виде ангела света и которые действу­ют так, чтобы не допустить людей к познанию Христа и спасению души. Во «Втором послании к Коринфянам» написано (11:13–15):

«...Лукавые делатели принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их».

 

Глава 2