Деятельность Маймонида

Самым выдающимся еврейским ученым того времени был Маймонид (1135–1204). Он родился в Испании, но из-за преследо­ваний со стороны консервативных мусульман должен был с семьей перебраться в Египет, где стал доверенным врачом известного про­тивника крестоносцев Салах-ад-дина. Маймонид написал три значи­тельных книги для еврейского народа. Первая представляла собой комментарий на Мишну на арабском языке. В ней он старался доказать рассудительность иудаизма, опираясь на принцип греческо­го философа Аристотеля избегать крайностей. В этом труде Маймо­нид дал символ иудейской веры в тринадцати коротких пунктах, которые формулируются следующим образом7:

1. Верую твердо в Создателя, да будет благословенно Его имя. Он и только Он создал и предназначил все творение и сотворил все для служения Себе и побуждает все, что происходит.

2. Верую твердо, что есть един и нет другого подобного Ему. Он есть вечный Бог.

3. Верую твердо, что Он и только Он есть Всенаполняющая личность.

4. Верую твердо, что Он и только Он есть Первый и Послед­ний.

5. Верую твердо, что Он и только Он должен избираться для поклонения и никому, кроме Него, не должно быть поклонения.

6. Верую твердо, что слова Пророков есть Истина.

7. Верую твердо, что Закон, как устный, так и написанный, был передан Моисеем, а он принял его от Бога.

8. Верую твердо, что Моисей мертв, а его последователи, будучи раввинами, наделены силой, подобной его силе.

9. Верую твердо, что ничто в Законе никогда не должно быть изменено.

10. Верую твердо, что Бог есть Всезнающий.

11. Верую твердо, что Бог вознаградит праведных и накажет злых.

12. Верую твердо в грядущее пришествие Царя Мессии и, хотя Он замедлит, буду ежедневно ожидать Его пришествия.

13. Верую твердо в воскресение мертвых.

Вторая книга Маймонида была написана на еврейском языке и называлась Мишне Тора, т. е. Обзор Торы. Она была рациональ­ной и либеральной редакцией Торы и Талмуда. Автор не постеснял­ся дать в ней собственные ответы, аргументируя их истинность силой своего авторитета, и включить новые постановления, которые в чем-то добавляли к Талмуду, противоречили ему. Однако успех этой книги заключался в том, что она сделала Тору понятной мас­сам еврейского народа.

Третья книга, написанная, как и первая, по-арабски, была названа Маймонидом «Путеводителем колеблющихся». Она являлась попыткой рационализировать иудаизм при помощи идей арабских мыслителей, которые выражали их в своих толкованиях Аристотеля.

Маймонид стремился к примирению религии с наукой. Он верил, что откровение Божие дается людям в ответ на веру, однако считал, что разум тоже играет важную роль в восприятии истины. Так как чудеса противоречат разуму, их нужно объяснять рацио­нально. Главное в Священном Писании заключается в его этическом значении. То, что неприемлемо для разума, нужно принимать за метафоры. Например, Маймонид считал, что рассказ о сотворении мира в Бытие следует толковать не буквально, а а.-1легорически.