Еретики среди христиан-евреев

История Церкви свидетельствует о трех особых движениях среди христиан-евреев, из которых два считаются полностью ерети­ческими, а одно – частично. Последователи первого назывались евионитами. Они полностью отвергали учение ап. Павла, настаивая на том, что все христиане должны исполнять обряд обрезания. Вместе с тем, они отвергали божественную природу и девственное рождение Христа. Мнение эбионитов о Спасителе было подобно мнению гностика Керинфа. Они считали, что Христос сделался Мессией, потому что заслужил это строгим исполнением Закона. А что касается Его страданий и смерти на кресте, они не были для них так важны, как дела Закона.

Члены второго движения известны под именем елкезаитов. Для них были важны теософские идеи, а также строгий аскетизм. Елкезаиты учили, что Христос родился так, как рождаются все люди. Но, с другой стороны, многие считали Его архангелом или высшим духом и называли воплощением идеального Адама. Елкеза­иты соблюдали субботу и обряд обрезания, совершали ритуальные очистительные омовения, а также занимались магией и астрологией. Кроме того, у них были свои секретные идеи, связанные с соблюде­нием ветхозаветного Закона.

Члены третьего движения назывались назареями. Эти люди в действительности не были еретиками, а скорее всего иудействующими христианами крайнего уклона. Назареи считались с авторите­том ап. Павла и принимали за достоверное Евангелие от Матфея, которое они читали по-еврейски. Хотя назареи строго исполняли Закон, однако они признавали божественное естество Христа и его девственное рождение.