Арианство

Арианство возникло в четвертом столетии. Ее основателем был Арий, священник одной из церквей Александрии. Учение Ария вызвало большие разногласия в руководстве Церкви. Эти разногла­сия были очень серьезными и длились десятки лет. Так как они начались после того, как христианство стало официальной государ­ственной религией, император Константин I и его наследники при­нимали в разрешении их деятельное участие, действуя как методами убеждения, так и методами гонения тех, с которыми они не согла­шались или которых не понимали. Больше всех был гоним Афанасий Александрийский, защитник Никейского символа веры, принятого I Вселенским собором Церкви в 325 г. в малоазийском городе Никее.

В основном разногласия были связаны с учением о духовной природе Сына Божия Иисуса Христа. Следует помнить, что хотя учение о божественном естестве Христа и о Святой Троице содер­жится в Новом Завете, оно не дано в форме, которая сразу была бы ясна читателю. Монотеизм Ветхого и Нового Заветов, принимаемый за истину христианами, был причиной возникновения вопроса о том, как нужно понимать божественную природу Иисуса Христа.

Арий боялся, что если будет принято учение о полной божес­твенности Христа, то пострадает монотеизм. Но, с другой стороны, он не хотел полностью отказаться от веры в Его божественность. Поэтому Арий предложил пойти на компромисс. Он учил, что Христа можно признать за Бога, но только за того, который ниже Отца по Своему естеству. Иначе говоря, Христос Сын Божий явля­ется не вечным Богом, а созданием Отца. В Своем земном воплоще­нии Он вошел в человеческое тело и занял в нем место человеческо­го духа. Поэтому, по учению Ария, Христос не был ни настоящим Богом, ни истинным человеком. Он был кем-то посередине.

В идеях Ария защитник веры Афанасий Александрийский увидел опасность для христианского учения о спасении людей. Если Христос не был Богом и не обладал тем же естеством, каким обла­дает Отец, то разве Он мог осуществить на кресте правосудие Божие и искупить грехи людей, дав им возможность стать Божиими деть­ми? С другой стороны, если Христос не был настоящим человеком, имел ли Он право умереть искупительной смертью на кресте ради грешников? А самое опасное было то, что в учении Ария Христос почти ничем не отличался от гностического демиурга.

Поэтому после того как Арий объявил в Александрии в 320 г. свое учение, епископ Александр и его диакон Афанасий выступили против него. Борьба между ними все расширялась и охватила всю Церковь. В попытке разрешить этот важный богословский вопрос и привести Церковь к миру было проведено не меньше пяти специаль­ных соборов Церкви. Два из них официально считаются Вселенски­ми: первый проходил в 325 г. в Никее и второй – в 381 г. в Кон­стантинополе.

Константинопольский Собор поставил точку на разногласиях относительно божественного естества Христа и провозгласил полное божественное достоинство Христа и учение о Святой Троице. Ариане потерпели поражение, хотя их учение существовало среди герман­ских племен вплоть до седьмого столетия. В наши дни ряд культов исповедуют модифицированные формы арианства.