Катары, или альбигойцы

Слово катар произошло от греческого «катарос», что значит чистый. Катаризм – это то же самое богомильское движение с незначительными различиями. Оно зародилось в Западной Европе на рубеже XI–XII веков и просуществовало до XV в. Особенно широкое распространение оно получило в XII и XIII веках. Привер­женцы этой ереси назывались и альбигойцами, потому что один из главных их центров находился в городе Альби (или Альбига) на юге Франции.

Будучи последователями богомилов, катары или альбигойцы мало чем отличались от своих учителей. Особенно это касалось учения самого Богомила. Если же говорить о разнице, то она заклю­чалась в том, что катары боролись против католической Церкви, в то время, как богомилы боролись против православной. Катары сильно критиковали католическую иерархию за то, что она уподоби­лась миру и ее священнослужители находились на плачевно низком духовном уровне.

Начиная с 1140 г., катаризм стал быстро распространяться в западных частях Европы, так что к концу столетия во Франции и Италии катарами было создано одиннадцать епархий. Катары имели свою литургию, иерархическую систему управления и, конечно, свои доктрины. В 1167 г. Францию посетил богомильский епископ Ницетий, который председательствовал на катарском соборе в городе Сан-феликс-де-Караман. Он убедил своих единоверцев отвергнуть теории епископа Василия и держаться оригинального учения Бого­мила. В согласии с богомилами, катары считали материю злом и учили, что добрая по природе душа должна стремиться к свободе и возвращению к Богу. По учению Ницетия, заключенные в нечистой материи души могут очищаться, проходя определенный цикл пере­воплощений. Христа катары считали совершенным ангелом, а Духа Святого божественным эоном и начальником небесных духов. Обя­занностью Духа являлось обслуживание божественной искры в человеке. Ветхий Завет они либо частично, либо полностью отверга­ли. Сотворение мира толковали в соответствии со своими идеями.

Катары были аскетами. Они соблюдали строжайшие посты, полностью запрещали есть мясо и были против половых сношений, хотя такого рода аскетизм относился больше к одной только их части, к «совершенным». Большая часть катаров, именуемая «веру­ющими», не придерживалась таких строгостей.

Катары запрещали брак и половые сношения, потому что считали их проявлением злой материи. Брак был ужасен для них и тем, что вел к деторождению, через которое чистые бесплотные души попадали в плен физического тела. По крайней мере деторож­дение было причиной того, что катары были против половых сноше­ний между представителями разных полов. Но, как мы сказали выше, среди катаров не все принадлежали к категории «совершен­ных». Есть достаточно сведений о том, что во избежание рождения детей, многие рядовые катары практиковали неестественные формы половых сношений. Они думали, что если нет возможности избежать двух зол, то, по крайней мере, лучше избежать хотя бы одного, а именно, деторождения через половой акт с женщиной. Поэтому среди «верующих» допускалась содомия.

Лидеры смотрели на поведение рядовых катаров сквозь паль­цы. Этому содействовало еще и то, что катаризм выработал свой особый способ для очищения душ, которые оскверняли себя через нарушение религиозных требований. У катаров каждый «верующий» мог перед смертью перейти в высший разряд «совершенных» через совершение специального обряда, который по-латински назывался consolamentum. Таким образом любой катар мог умереть в полном согласии с Богом. Однако обряд давал человеку очищение только один раз, после чего он должен был всеми силами постараться боль­ше не грешить. А если согрешил, то помочь ему уже нельзя было.

Рядовые катары откладывали совершение consolamentum до последнего часа своей жизни, надеясь на исправление положения пе­ред самой смертью. Так как человек может скончаться скоропос­тижно, многие богатые катары нанимали себе двух постоянных ком­паньонов из «совершенных» с тем, чтобы они, в случае непосредст­венной угрозы смерти, могли немедленно совершить нужный обряд.

В средние века катаризм был серьезным вызовом католической Церкви, и поэтому она всеми силами боролась против этого движе­ния. Как известно, в те времена папы имели не только духовную власть, но и светскую. Они могли заставлять королей исполнять их волю.

Поэтому, когда мирные способы обращения катар в католичес­тво не помогли, папа Иннокентий III организовал в 1202 г. против них крестовый поход, известный под названием Альбигойские вой­ны. Между католиками Северной Франции и катарами, жившими на юге, велись кровопролитные войны, которые закончились разгро­мом катар и гибелью большого их числа. Довершить искоренение катаризма было поручено папством инквизиторам. К 1270 г. прекра­тила существование катарская иерархия. Тайные группы катар еще встречались кое-где в XIV столетии, а в начале XV совсем исчезли.