Аскетизм

Практика аскетизма включает в себя соблюдение вегетариан­ского образа жизни, а также предполагает, можно сказать, всеобъ­емлющую идею сокращения до крайности не только стремления к удовольствиям, но даже естественных физических нужд. К аскетиз­му принадлежат целибат, изнурение себя голодом, отшельничество и подвергание себя разного рода страданиям в попытке достигнуть высшего уровня спасения или святости. Как мы говорили в главе о джайнизме, аскетизм практиковался не только на Востоке, но и на Западе среди христиан, и есть основание полагать, что идеи аскетиз­ма были заимствованы христианами из восточных религий.

В некотором отношении Новый Завет высказывается в пользу аскетизма. Христос говорил о людях, которые делали себя скопцами (отказывались от брака или буквально оскопляли себя) ради Цар­ства Небесного, первый из апостолов, Павел, не был женат и терпел лишения ради Царства Божия, Сам Христос призывал слушателей отречься от всего и следовать за Ним.

Однако нужно помнить, что ап. Павел не был женат и жертво­вал всеми удобствами жизни не для того, чтобы заслужить спасение, а для того, чтобы обратить к Христу многих людей. Сам он был спасен, когда обратился ко Христу во время явления ему Господа на дороге в Дамаск. Таким же образом нужно понимать слова Господа о скопцах. А что касается следования за Ним, то мы все должны это делать, женимся ли мы или нет, гонят ли нас или принимают, когда мы свидетельствуем о Христе, голодаем ли мы, проповедуя Еванге­лие, или имеем достаточно пищи. Следование за Христом обозначает не умышленный аскетизм, но полную отдачу себя Ему через служе­ние людям. Следование за Христом может предполагать отрешение от брака, голод, холод, разлуку с родными и т. д. Однако это не значит, что верующий должен умышленно изнурять себя голодом, когда у него есть пища и т. д. Поэтому, хотя, с одной стороны, аскетизм не грех, с другой – он является нетребуемой Новым Заветом крайностью. Некоторые культы в наш век идеализируют все или отдельные аспекты аскетизма.