Предсуществование, перевоплощение и карма

Как мы говорили раньше, признаками культов бывают также вера в перевоплощение души и закон кармы. В основном, эти идеи принадлежат индуистским религиям. Однако известно также, что такие древнегреческие философы, как Пифагор и Платон верили в перевоплощение душ. После них, в третьем веке новой эры, тоже самое проповедовал неоплатонист Плотин. Все эти философы ничего не говорили о законе кармы. Из истории Церкви известно, что катары тоже верили в перевоплощение душ. В их понятии душам необходимо пройти через цикл повторных телесных рождений для того, чтобы в конце концов достичь полной чистоты.

Идея перевоплощения связана и с учением о предсуществовании душ. Известный богослов древней Церкви Ориген соглашался с этой идеей и верил, что во время своего бесплотного существования до рождения в теле, души имели возможность делать свободный выбор. Так как многие из них избрали неугодное Богу, то в наказа­ние за это они посылаются на землю для рождения в материальном теле. Живя на земле, они должны отплатить за свои прежние пре­ступления. В связи с этим важно знать, что, хотя Ориген верил в Предсуществование душ, он отвергал идею перевоплощения. Не­смотря на заслуги Оригена в других аспектах христианской деятель­ности, один из Соборов Церкви опроверг эти взгляды Оригена и осудил его как еретика. Как мы уже видели, русские духоборы соглашались с его взглядами по этому вопросу.

Предсуществование душ является важной доктриной в учении мормонизма. Однако здесь оно имеет свои специфические особеннос­ти. Мормоны говорят, что та часть человека, которая называется разумом и личностью, никогда не была сотворена. Она всегда сущес­твовала. Кроме разума и личности, в своем предсуществовании человек получил духовное тело, которое родилось от Бога Отца через его половое сношение с «небесной Матерью». Согласно мормо­нам, до воплощения души в теле она уже имела два элемента бытия: вечный и временный. В зависимости от того, как душа будет жить на земле, после смерти тела она пойдет либо в Небесное Царство, либо в Террестелиальное царство, либо в Телестелиальное царство, либо в самом худшем случае в ад. В учении мормонов душа не перевоплощается.

Культ Хари Кришна исповедует чисто индуистское учение о перевоплощении и карме. Прабхупада учил, что в зависимости от образа жизни в теле в следующий раз душа может родиться в теле собаки, свиньи, птицы и т. д. или даже более низкой твари. Все зависит от его кармы.

Основатель «Церкви Всемирного единства» Чарлз Филлмор учил, что ответом на физическую смерть является повторное вопло­щение духа и души человека на земле. В процессе своих перевопло­щений человек достигнет состояния бессмертия.

Особое место среди теорий перевоплощения занимает теория культа «Наукологии». Согласно ей человек может отправляться в «разведочное» путешествие назад по лестнице всех своих прежних перевоплощений. Рон Хаббард в одной из своих книг писал, что во время таких путешествий человек может встретиться с любыми историческими личностями, как например, с Клеопатрой, Юлием Цезарем, Наполеоном и т. д.

Современное синкретическое «Движение нового века» считает учение о перевоплощении своей главной доктриной. В его журналах, книгах и трактатах всегда помещаются рекламы, побуждающие людей посещать семинары по перевоплощению. Клиентам предлага­ется возможность посмотреть и обследовать свои прошлые жизни с помощью духов-руководителй или же человека-терапевта. Многие гипнотизеры усыпляют своих пациентов для того, чтобы узнать их впечатления относительно событий, случившихся тысячи лет тому назад, а затем рассказать, когда проснутся.

Так же как невозможно найти в Библии ничего о перевопло­щении душ и карме, в ней невозможно найти и доказательств о ее предсуществовании. С одной стороны, Библия мало говорит о проис­хождении души. Ее внимание обращено на настоящую жизнь чело­века и на значение земной жизни в вопросе вечной участи его души. Если бы предсуществование было истиной и имело какое-то значе­ние, то в Библии об этом несомненно что-то было бы сказано.

С другой стороны. Слово Божие говорит достаточно, чтобы понять, что первородство души связано с сотворением тела человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Человек стал душою живою при сотворении его тела Господом. Поэтому Бог является создателем не только тела, но также и души. Отчасти по­нятно, почему некоторые культисты верят в свое божество. Если душа их вечна, как некоторые из них учат, то она в этом отношении равна Богу и может реализовать свое божество.

Возникает вопрос, что происходило дальше, когда от Адама и Евы родились дети и продолжился род человеческий? Как происхо­дили их души? На эту тему у христиан есть два предположения. Первое: Бог создает душу каждый раз после зачатия ребенка во чреве матери. Второе: каждая новая душа происходит от духовной природы родителей ребенка. В доказательство первого приводится седьмой стих второй главы из книги Бытия, а в доказательство второго приводится девятый и десятый стихи седьмой главы Посла­ния к Евреям, где говорится, что «сам Левий, принимающий десяти­ны, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его».

Как одно, так и второе объяснения имеют своих сторонников. Однако этот вопрос является одним из тех вопросов, по которым мы можем иметь разные мнения. Главное заключается, конечно, в том, что Библия не учит о предсуществовании души, и те, кто фантази­руют на эту тему, также далеки от истины, как и те, кто верят в ее перевоплощение.