Роль «откровений» в деятельности Иосифа Смита

В истории мормонского учения важнейшую роль играли частые откровения Смита, которые записывались и были изданы в книге под названием «Доктрины и заветы». В то же время скандалы, разделы и отступничество были постоянными явлениями в жизни мормонов. В большинстве подобных случаев виновен был сам Иосиф Смит. Его идеи и поведение создавали постоянные трудности для сторонников культа и в конце концов привели к преждевременной гибели Смита.

Через год после первого издания «Книги Мормона» и формаль­ного основания Церкви Христа, по откровению своего вождя, мормо­ны перебрались в город Киркланд штата Огайо. Однако жителям Киркланда они совсем не понравились. По инструкции, полученной в следующем откровении, Смит организовал защитную бригаду:

Объединенный Орден Еноха. Затем, из-за вражды и военных стол­кновений между мормонами и населением Киркланда, Смит в 1934 г. получил специальное откровение, возвещающее, что «обето­ванная земля» находится в штате Миссури. В связи с этим Смит организовал туда военный поход. Узнав об этом, жители Миссури подготовились для военных действий. Члены ордена Смита через две недели вернулись обратно. Однако некоторые мормоны остались в Миссури, но там им пришлось пережить много трудностей.

Однажды в Киркланде Иосифа Смита посетил продавец еги­петских изделий, узнавший, что он перевел содержание золотых плит с «реформированного египетского языка» на английский. Тор­говец показал Смиту египетскую папирусную книгу и попросил ее перевести. Смит заинтересовался этим предложением и купил ее, заплатив больше двух тысяч долларов. Затем он «разработал» еги­петские алфавит и грамматику «под прямым вдохновением с неба» и «перевел» текст книги на английский язык. Этот перевод стал из­вестен, как «Книга Авраама», и занял место одной из священных книг мормонизма. Папирусная книга куда-то исчезла и никто не знал, где она находилась. Тем временем мормоны пользовались «Книгой Авраама», как данной свыше. Вместе с другими, не вошед­шими в «Доктрины и заветы» откровениями, она стала частью важ­ной для мормонов книги под названием «Жемчужина великой цены».

В 1967 г. папирусный оригинал «Книги Авраама» был найден. Когда египтологи изучили ее содержание, то обнаружилось, что перевод Иосифа Смита не имеет ничего общего с содержанием древнеегипетского текста. Эти сведения были опубликованы, и мормоны не знали как реагировать на разоблачения. До сих пор они предлагают разные теории, чтобы выйти из затруднительного поло­жения. Как бы то ни было «Книга Авраама» продолжает оставаться в священной книге «Жемчужина великой цены».

Находясь в Киркланде, Смит получал также секретные «от­кровения», согласно которым он, а также все мормонские мужчины могут иметь много жен. Как сам Смит, так и его близкие единомыш­ленники стали тайно практиковать полигамный брак. Однако, как говорится: «Шила в мешке не утаишь», и слухи об этом начали распространяться в городе. Такого рода поведение возмущало как многих мормонов, так, естественно, и других жителей, которые смотрели на Смита и мормонов, как на странных людей. Однажды в 1835 г., когда Смит был в отъезде, общее собрание мормонов обсудило этот вопрос и проголосовало за то, чтобы в книгу «Доктри­ны и заветы» включить «Статью о браке». В ней было сказано, что «один мужчина должен иметь одну жену; и одна жена должна иметь одного мужа, за исключением случаев смерти одного из супругов, когда каждый свободен снова вступить в брак»33. Статья была удалена из книги лишь в 1876 г., много лет спустя после фактичес­кого установления многоженства в культе мормонов.

Интересно знать как жена Иосифа Смита смотрела на пробле­му полигамии. Для нее это, конечно, был трудный вопрос. С одной стороны она верила в пророческий статус мужа, а с другой – посто­янно тяготилась его поведением. Иосиф же пробовал успокоить ее, передавая специальные «откровения», в которых говорилось, чтобы она не протестовала. Несмотря на это, Эмма часто скандалила с другими «женами», била их и гнала вон. Однажды в отчаянии она даже пыталась отравить своего мужа. Неизвестно, сколько побочных «жен» имел Иосиф Смит. Исследователи расходятся в подсчетах. Одни говорят, что у него было двадцать семь «жен», другие – сорок восемь, а третьи – восемьдесят четыре. Из них Эмма, вероятно, лично знала только семь. Есть достаточно сведений, как из мормон­ской литературы, так и из других источников, что Иосиф Смит жил как с незамужними женщинами, так и с чужими женами34.

В 1836 г. мормоны построили в Киркланде храм. Есть данные о том, что во время его освящения многие говорили на разных языках и пророчествовали. В том же году Смит основал свой банк и стал выпускать «антибанковые» деньги. Вскоре это дело провали­лось и он некоторое время не мог появляться публично.

Со временем положение мормонов в Киркланде стало крити­ческим. Споры и раздоры внутри культа и давление извне заставили Смита в 1838 г. вместе с приятелем бежать на конях в штат Миссу­ри. Но он не унывал. Находясь там, Смит купил 66 акров земли и, указав «святое место», где будет построен храм Сиона и обоснуется земной штаб царства Иисуса Христа, заявил, что мормоны никогда не оставят штат Миссури.

Однако это предсказание оказалось неверным. Осенью 1838 г. губернатор, Лиллибурн Боггс, отдал приказ выгнать мормонов из штата Миссури. Иосиф Смит и несколько главарей мормонов были арестованы и посажены в тюрьму. Бригхам Янг, как доверенный Смита, вывел мормонов в штат Иллинойс и поселил в небольшой деревне, ставшей вскоре городом Науву, на берегу реки Миссисипи.

Отбыв срок заключения, Иосиф Смит прибыл в апреле 1839 г. в Науву. В том же году около трех тысяч новых мормонов посели­лись там. Благодаря большому количеству новоприбывших деревня превратилась в город. Как глава большинства жителей, Смит стал мэром города Науву и начальником городской милиции. Но и здесь не было мира. Мормоны спорили и скандалили между собой. Кроме того сюда прибыло много людей, которые не хотели стать мормона­ми, и по разным причинам сопротивлялись Смиту и его друзьям.

В городе Науву начались стычки между сторонниками Смита и «язычниками» как за власть, так и по поводу слухов о тайной полигамии. Публично «пророк» и его сторонники отказывались признаться, что они практикуют многоженство, но на деле продол­жали такую практику. В подобный образ жизни были вовлечены многие мормоны, сторонники Смита, и скрывать это было невозмож­но.

В конце концов из-за раздоров, взаимных обвинений и стол­кновений положение подошло к критической точке. Группа мормо­нов-диссидентов купила типографский станок и стала издавать газету «Науву Экспозитор», где раскрывались секреты полигамной жизни членов церкви Смита. В ответ на это Смит велел закрыть издательство и вместе со всеми материалами выбросить станок на улицу. Друзьям Смита этого только и надо было. Они сразу же исполнили его приказание. На следующий день, 11 июня 1844 г., в городе собралась большая толпа и жители поклялись истребить «нечестивых и мерзких мормонов». День спустя Иосиф Смит и его брат Хирам были арестованы вместе с семнадцатью коллегами, которые участвовали в разгроме типографии газеты. Они просидели в тюрьме две недели. 27 июня в городе произошел новый бунт. Толпа народа, возмущенная разоблачением секретов, связанных с полигамией, ворвалась в тюрьму. Иосиф Смит и Хирам были убиты ружейными выстрелами. Таким образом Церковь мормонов обрела своих мучеников.