ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ И АНТИТРИНИТАРНЫЙ КУЛЬТ

Основатель культа: его время и «открытия»

Культ, на котором мы теперь остановимся, известен под названием Свидетели Иеговы. Рассмотрим его, как учение и прак­тику, особенно потому что он имеет последователей во многих странах, в частности в Восточной Европе и СНГ, где ведется усилен­ная миссионерская работа. Так, только в СНГ Свидетели Иеговы в 1991 г. распространяли свое учение б 088 510 часов, провели 16 240 уроков по изучению этого культа и крестили 6570 душ. К концу 1989 г. Свидетели имели 544 общины в странах бывшего Советского Союза, в которых насчитывалось 45 887 членов. Участники этого движения являются ревностными миссионерами.

Происхождение культа Свидетелей Иеговы связано с лич­ностью и деятельностью американца Чарлза Расселла (1852–1916). Хотя родители его были строгими пресвитерианцами, он в раннем возрасте отошел от их веры, потому что ему не понравилось учение об аде. Время молодости Расселла выпало на второй и третий деся­ток лет после Дня великого разочарования – 22 октября 1844 г. – связанного с движением адвентизма, основоположником которого был Уильям Миллер. Этот проповедник, базируясь на собственном толковании пророчества в книге Даниила 8:13–14, начал в 1831 г. публично провозглашать, что Христос опять придет на землю «при­близительно в 1843 г.». Многие поверили Миллеру и стали ревностно распространять его идеи. Миллер и его последователи уверяли, что Христос придет в течение двенадцати месяцев, если считать с 21 марта 1843 г. Когда этого не прозошло, сторонники культа получили первый шок разочарования. Однако друзья Миллера пересмотрели этот вопрос и новой датой пришествия назначили 22 октября 1844 г. Так как и она оказалась недостоверной, Миллер и его окружение оказались в трудном положении. Сам Миллер признал ошибку и покинул движение. Многие его последователи сделали то же самое. День 22 октября 1844 г. стал известен в Америке, как День великого разочарования.

Однако не все адвентисты поступили в данном случае так, как Миллер. Одни решили, что пророчество Даниила в отношении 1844 г. правильно. Ошибка была только в том, что Миллер ожидал пришествие Христа на землю, тогда как пророчество Даниила (8:13–14) нужно понимать как невидимый для людей вход Христа в небесную скинию в 1844 г. и начало Его суда над верующими. Лидер этой группы адвентистов госпожа Эллен Уайт, которую они считали пророчицей, в конце концов связала идеи о небесной ски­нии и страшном суде со своими «небесными видениями» ветхозавет­ного закона и субботы. В результате в 1863 г. было образовано движение Адвентистов Седьмого Дня.

Другие же адвентисты решили, что, если даты 1843 и 1844 гг. оказались ошибочными, это не значит, что в дальнейшем нельзя определить, когда придет Христос. Эти, так называемые «вторые адвентисты», продолжали поиски новой даты. Некоторые из них учили, что 6000 лет от сотворения мира кончатся в 1873 г., а затем, видимо, придет Христос для установления Своего Царства. С этой группой адвентистов тесно общался в молодости Чарлз Расселл, основатель движения Свидетелей Иеговы. На эти же годы приходит­ся деятельность Эллен Уайт, пророчицы Адвентистов Седьмого Дня. Толкование пророчеств Библии и определение второго пришествия Христа были излюбленным занятием многих людей в то время. Несомненно, Расселл знал все адвентистские идеи.

Когда Расселл встретился со вторыми адвентистами, от них он услышал, что, исследуя Библию, можно найти данные для определе­ния времени пришествия Христа. Это так повлияло на молодого Расселла, что он усердно начал изучать Библию именно с таким намерением. В 1870 г. он организовал группу людей для изучения Библии, которая в 1876 г. назвала его своим «пастором».