Деятельность и предсказания Расселла

Расселл, продолжая связь с адвентистами, был другом пропо­ведника Георги Сторса, защитника миллеризма и основателя Союза «Жизнь и Пришествие». В 1876 г. он познакомился еще с одним проповедником – Нельсоном Барбуром, распространявшим свою особую идею второго пришествия, которое, по его мнению, произо­шло в 1874 г. Это пришествие, учил Барбур, следует понимать не как видимое и явное явление Христа, а как тайное, духовное и невидимое. Чарлз Расселл согласился с Барбуром и в 1877 г. вместе с ним издал книгу «Три мира и план искупления». В ней они утвер­ждали, что Христос действительно присутствует на земле невидимо с 1874 г. и что последующие 40 лет являются «периодом жатвы», который закончится в 1914г. В доказательство учения о невидимом присутствии они говорили, что греческое слово парусия, в Евангелии от Матфея 24:3, нужно понимать не как пришествие, а как присут­ствие. Учитывая все это, обратим внимание на то, что до 1874 г. Расселл и его друзья-адвентисты считали 1874 г. временем видимого пришествия Христа. Когда он пришел и ничего не случилось, они стали предлагать идею невидимого присутствия.

В 1878 г. Расселл перестал сотрудничать с Барбуром из-за разногласий о понятии искупления. Однако, как и вторые адвентис­ты, он продолжал проповедовать невидимое пришествие Христа в 1874 г. Затем в 1878 г. он написал трактат «Цель и образ возвраще­ния нашего Господа» и в 1879 г. начал издавать журналы «Сионская Сторожевая башня» и «Вестник Христова Присутствия».

Подбирая доказательства для своей теории, Расселл не ограни­чился Библией. Его интерес привлекли газетные статьи о большой египетской пирамиде Хеопса в Гизе, которая считалась «каменным чудом». Она фигурирует во многих средневековых оккультных движениях, особенно в розенкрейцерстве. Основываясь на цифровых расчетах размера пирамиды, Расселл решил, что она подтверждает дату невидимого присутствия Христа с 1874 г. и что окончанием времени язычников в действительности будет 1914 г. Решающим моментом в истории человечества будет Армагеддонская битва, после которой наступит Тысячелетнее Царство. Расселл и его друзья считали большую египетскую пирамиду настолько важной, что и через двенадцать лет после его смерти, вплоть до 1928 г., ее называ­ли каменной Библией. Как известно, в 1914 г. началась первая мировая война. Поэтому этот год стал осью, на которой вращается колесо вероучения последователей Расселла, известных под именем Свидетелей Иеговы.

Для своих последователей Расселл организовал Международ­ную Ассоциацию библейских студентов, а позже, в 1884 г., – Библейское и Трактатное Общество Сторожевой башни, для издания литературы и журнала «Сионская Сторожевая Башня». Этот жур­нал, основанный в 1879 г., выходит до сих пор с сокращенным названием «Сторожевая башня». Название издательского общества остается без изменения. Вместо Международной ассоциации библей­ских студентов появилась организация Свидетелей Иеговы, члены которой не называют свое движение церковью.

Несмотря на то, что Расселл не имел высшего образования, он выпустил семь томов «Исследования Священного Писания» и боль­шое количество трактатов. Их тираж при его жизни достиг около 16 млн. экземпляров на 35 языках. Почти две тысячи газет печатали его еженедельные проповеди. Эти данные говорят о том, насколько широко распространялись идеи Свидетелей Иеговы.

В «Исследованиях Священного Писания» Расселл доказывал, что всякий, кто будет читать Библию, не пользуясь его объяснения­ми, через два года окажется в духовной тьме, а тот, кто будет читать «Исследования Священного Писания», даже без Библии, обретет свет. Иначе говоря, высшим авторитетом для своих последо­вателей Расселл объявил собственные комментарии. Так часто поступали основатели новых странных культов.