Реформы Иосифа Ратерфорда

Следующим лидером Свидетелей Иеговы, несмотря на боль­шую оппозицию со стороны других претендентов, стал «судья» Иосиф Ратерфорд. В результате борьбы за первенство, многое члены вышли из организации и основали свои группы, что дало Ратерфорду возможность установить личную диктатуру в организации, соз­данной Расселлом. В то же самое время несбывшееся предсказание первого лидера беспокоило многих участников организации. Все это заставляло искать выход. Поэтому для проведения своих мероприя­тий Ратерфорд провозгласил «прогрессивное откровение», данное ему свыше, которое якобы проливало «новый свет» на идеи движе­ния и давало ему право для единоличного управления.

Ратерфорд успокоил последователей тем, что дал свое «откро­венное» объяснение, как нужно понимать 1914 г. В общем, этот год он оставил как важную веху истории и сделал его даже более значи­тельным в учении культа. Начало невидимого присутствия Христа он перенес с 1874 г. на 1914 г., базируясь на следующих выводах. Ратерфорд заявил, что семь времен пророка Даниила (4:20) являют­ся также временами язычников, о которых говорится в Евангелии от Луки 21:24. Эти времена начались в 607 г. до Р. X., когда погиб Годолия, последний правитель теократического царства Иуды (Иер. 41:2). Книга Откровение 12:6 и 14 дают понять, что семь времен обозначают 2520 лет36. От года гибели Годолии по 1914 г. прошло 2520 лет. Следовательно это последний год пророческих времен язычников. В этом году, по его мнению, невидимо воцарился Хрис­тос. С ним воцарились духовные верующие, которые входят в 144 тысячи, рожденных свыше и особо избранных Свидетелями Иеговы. Им принадлежит честь быть правительством в Царстве Божием. В подтверждение данной теории ученики Ратерфорда указывали и до сих пор указывают на первую мировую войну, начавшуюся в 1914 г., на ее последствия и на революции, войны и другие бедственные события двадцатого столетия.

Что касается 144 тысяч, согласно Ратерфорду и его наследни­кам, число это еще не обеспечено реальными людьми. Вакансии постепенно будут заполняться из среды верных членов организации до Армагеддонской битвы. Никто не знает, кто они, кроме их самих. Только с ними заключил Христос Новый Завет и поэтому лишь они имеют право принимать хлеб и вино Вечери «поминовения», совер­шающейся один раз в год. Поэтому в Залах Царства, когда соверша­ется Вечеря, могут присутствовать много людей, но немногие при­мут хлеб и вино. Это покажет тех, кто являются особо избранными людьми. Сразу после смерти они присоединятся к находящимся на небе другим, вошедшим в 144 тысячи со времени апостолов. Однако мы видим, что почти никто в собрании не примет хлеба и вина в воспоминании о смерти и страдании Спасителя. Потому что никто не думает, что он принадлежит к элите правителей.

По евангельскому учению Христос пострадал и умер на кресте за грехи наши, и по вере в этот искупительный акт мы получаем прощение грехов и жизнь вечную. Однако вожди Свидетелей Иеговы лишили себя и своих последователей благословения голгофской смерти и воскресения Христа. Это видно из того, как они трактуют Вечерю Господню. Во-первых, они умаляют ее значение тем, что называют ее Вечерей «поминовения», а не Вечерей Господней, как соответствует Писанию. Во-вторых, они ограничивают ее действие тем, что позволяют участвовать в ней только привилегированным лицам, несмотря на то, что Господь повелел всем верующим соблю­дать ее. В-третьих, они искажают ее правдивость, утверждая, что Христос умер на столбе, а не на кресте, хотя в Библии намного большее число раз сказано, что Он умер на кресте, чем на древе. В-четвертых, они не признают благодатной вести о воскресении тем, что отвергают телесное воскресение Спасителя и говорят, что Он воскрес только духовно.

Ратерфорд не оставил своих друзей без дальнейших предсказа­ний. Он учил, что вскоре произойдет Армагеддонская битва, в которой погибнут все те, кто не принадлежит к его организации. А после Армагеддона наступит Тысячелетнее Царство, когда все 144 тысячи избранных будут царствовать на небе с Христом. Остальные же члены организации будут жить на земле. Они должны будут доказать приверженность Иегове через соблюдение заповедей во время Тысячелетия и, таким образом, заслужить вечную жизнь на земле.

Ратерфорд учил, что концом текущих событий будет 1925 г., а потом наступит Тысячелетнее Царство. Он писал: «Год 1925 является датой, которая определенно и ясно отмечена в Писании, даже яснее, чем 1914 г.». В 1925 г. или вскоре после него Ратерфорд и его единоверцы ожидали воскресения ветхозаветных мужей: Авраама, Исаака, Иакова и других. Однако прошел и этот год, и как в прошлые разы, предсказания не сбылись. Свидетели Иеговы снова оказались обманутыми. Как обычно бывает в таких случаях, лидеры не оставляют попыток выйти из неприятного положения. В свое оправдание Ратерфорд обвинил сатану в том, что это он «внедрил в умы посвященных людей мысль, что 1925 г. увидит конец (духов­ной. – Н. П.) работы».

Однако эти события не остановили Ратерфорда, и он построил в 1930 г. прекрасную резиденцию в Сан-Диего, в Калифорнии, на участке размером около 80 гектаров. Официальное объяснение возведению этого сооружения было – ожидание скорого воскресения из мертвых «князей» (по-еврейски сарим) Ветхого Завета, таких как Давид и мужей веры, упомянутых в 11 главе Послания к Евреям. Резиденция была названа Беф-Сарим, т. е. Дом Князей. Однако на самом деле она была построена для Иосифа Ратерфорда, который ею и пользовался. Это официально было признано лидерами движения в 1975 г.

В 1931 г. Ратерфорд официально утвердил название своего общества как Свидетели Иеговы, основываясь на 10 стихе из 43 главы книги пророка Исаии: «А Мои свидетели, говорит Господь (по-еврейски Иегова. – Н. П.), вы и раб мой...» Этот шаг был еще одним признаком радикального отхода учеников Расселла от еван­гельского учения. Хотя идеи Расселла были серьезным отклонением от Евангелия, Ратерфорд и его помощники пошли дальше. Их учение стало еще более еретичным. Да и вообще, если какое-то аналогичное движение хотело бы правильно назвать себя, то по Новому Завету нужно было бы считаться Свидетелями Христа. Главное, конечно, не в названии, а в учении, однако в случае Свидетелей Иеговы их название только подтверждает факт, что они далеки от учения Христа.

Ратерфорд оказался способным администратором и еще боль­шим диктатором, чем до него был Расселл. Он внедрил в своей организации Свидетелей принцип «теократического правительства». В результате этого считалось, что всякий, не согласный с Ратерфордом, был противником Бога.

Что касается личной жизни, Ратерфорд подобно Расселлу не являлся хорошим примером для последователей. Он любил роскош­ную жизнь, был груб, пьянствовал и вероятно поэтому не мог хоро­шо жить со своей женой. Но по отношению к делам организации Ратерфорд был активен. Он часто выступал по радио, записывал проповеди на грампластинки, регулярно выпускал книги и делал все это довольно успешно.

Благодаря стараниям Ратерфорда культ Свидетелей разрабо­тал методы привлечения людей путем систематического личного общения с ними. Вместе с этим важной частью его деятельности стала также хорошо составленная программа воспитания членов организации посредством изучения регулярно издаваемых книг и журналов. Таким образом, каждый Свидетель Иеговы постоянно усваивал идеи своего культа и критику христианских деноминации. Более объективная информация имела мало шансов повлиять на его мышление.

Несмотря на неудачу в связи с предсказанием относительно 1925 г. Ратерфорд еще раз сделал такую же попытку. Он решил, что в 1942 г. приходят к концу шесть тысяч лет от сотворения мира и в этом году должен начаться Армагеддон, а затем наступить Тысяче­летнее Царство. Поэтому он и его друзья ожидали в 1942 г. воскре­сения праведника Иова и других праведников. Однако в этом же году Ратерфорд умер и его ожидания не оправдались.