Основная идея культа ТМ

Махариши учит, что целью творения и индивидуальной жизни является распространение счастья. Во Вселенной оно достигается путем процесса космической эволюции, а в личной жизни через расширение сознания. Беря за основу индуистские идеи относитель­но одного разума и четырех уровней сознания, Махариши отвергает положение, что во Вселенной есть много умов, и говорит, что идея деления вещей на субъекты и объекты недействительна.

В своей обычной жизни человек может бодрствовать, мечтать или спать без сновидений. Однако он не возвышается над тем, что переживает. Такого рода переживания называются «относительными уровнями сознания». Они касаются только внешнего мира и не достигают познания истинного Я. На самом деле они зависят от четвертого уровня сознания, который открывает истинное Я. Это последнее, чистое и возвышенное переживание делает возможным чувствовать три других, более тонких уровня сознания, которые, в свою очередь, вместе с познанием истинного Я позволяют познать «истинный внешний мир» и, в конце концов, выйти за пределы парадокса абсолюта-относительности. Уровни сознания с четвертого по седьмой можно описать так:

Четвертый уровень – чистое сознание (чистое или трансцен­дентальное чувство), при котором переживания остаются позади и ничего больше не чувствуется; беспокойство сменилось на мир.

Пятый уровень – космическое сознание, при котором сосущес­твуют чистое сознание и деятельность. Это значит, что человек присоединяется к четвертому уровню и к своей обычной дея­тельности не последовательно, а одновременно.

Шестой уровень – Сознание Бога, в котором субъективно пребывает только чистое сознание; объективный мир прославля­ется и принимает качества личности, т. е. качества Абсолюта, прежде подчинявшиеся области субъективного и теперь пере­шедшие во Вселенную. На этом уровне «мир оживает».

Седьмой уровень – Единство или уровень, разряжающий на­пряжение между субъектом, объектом, Абсолютом и относитель­ностью путем ощущения всего, как единого. Всё есть Брахма и Брахма есть всё.

Согласно индуистскому подходу к действительности, опыт пятого, шестого и седьмого уровней познания не имеет ни содержа­ния, ни значения. Он не может быть передан кому-то другому. Он существует только для того, кто его переживает.

Что касается первых трех уровней сознания, Махариши учит, что человек может подняться выше их без особой дисциплины, если позволит самому себе быть втянутым в более тонкие потоки созна­ния. Однако это не всегда получается. Самый верный способ – это получить мантру (повторяющееся молитвенное слово) от надлежа­щего гуру. Не всякая мантра подходит к каждому человеку. Поэто­му ее подобрать должен гуру.