Система вероучения

В общем виде доктрина Теософского общества Блаватской заключается в следующем.

Хотя теософия признает существование Абсолюта, она не претендует на знание его атрибутов. В Абсолюте содержится неис­числимое количество вселенных, а в каждой вселенной содержится множество солнечных систем. Каждая солнечная система является проявлением существа, называемого Логосом, Словом Божиим или Солнечным Божеством, которое проницает ее, существует выше ее и вне ее.

Ниже этого солнечного Божества находятся семь служителей, называемых Планетарными Духами, у которых сообщение с ним подобно связи центров нервной системы с мозгом. Ниже них нахо­дятся многочисленные сонмы или ордена духовных существ, назы­ваемых девами, или ангелами, которые служат вышестоящим раз­личными способами. Современным миром управляет одна великая должностная личность, представляющая солнечное Божество, под абсолютной властью которой находится весь процесс эволюции на нашей планете. Когда нужно основать новую религию, это существо либо само приходит на землю, либо посылает своих учеников.

На ранних периодах развития человечества иерархия высших должностных лиц формируется из более высокоразвитых сфер сис­темы, но как только человеческие существа оказываются подготов­ленными до нужного уровня могущества и мудрости, тогда они за­нимают руководящие должностные посты. Такие должности могут занимать только адепты, которые по доброте, могуществу и мудрос­ти неизмеримо выше обыкновенных людей и являются теми, кто достиг вершины эволюционного развития человечества. Они продви­гаются выше до тех пор, пока сами не станут по природе богами.

Общество людей, которые, согласно теософскому учению, достигают вершины развития, называется Великим Белым Брат­ством. Эти люди стараются входить в связь с достойными жителями нашей планеты для того, чтобы служить им и помогать прогрессу в направлении наивысшего уровня развития. Теософы рассматривают Вселенную с точки зрения монизма и делят ее на семь степеней или уровней, все ее аспекты являются эманациями одного Божества. В нижних мирах оно проявляется в форме человеческих существ. Будучи частью единого, душа челове­ка в то же самое время является искрой божественного огня. Она должна пройти путь эволюционного развития, начиная от жизни в материи для того, чтобы достичь своего наивысшего состояния божества в конечной нирване.

Душа всякого человека, как это понимают теософы, имеет три духовных аспекта бытия. Самый высший из них принадлежит ду­ховному миру. Следующий относится к интуитивному миру и про­являет себя в чувствах человека, а третий – высшая умственная деятельность. Все три аспекта составляют эго человеческой личности.

Прежде чем душа может войти в физический мир, ее эго, существующее в Высшем Умственном мире, должно собрать вокруг себя или облечься в вуаль интуитивного или астрального и физичес­кого миров. Лишь тогда душа рождается в человеческом теле. Такая воплощенная личность человека сложна. Она состоит из семи свя­занных между собой, зависимых друг от друга и в то же самое время отдельных принципов, каждый из которых представляет собой семь родов материи и управляется соответствующими законами времени, пространства и скорости передвижения. Семь принципов личности соответствуют семи отдельным уровням Вселенной.