Как понять такое явление

Следует сказать, что этот же самый феномен, если и не точно в такой форме, появился в странах Запада в начале шестидесятых годов. Он был связан с так называемым «Движением нового века». Сочетание теорий психологии и парапсихологии с идеями восточных религий, на фоне разочарования в материализме, и породили такого рода движение. Кроме других аспектов деятельности, оно занима­лось также целительством. Как бы то ни было, в начале восьмидеся­тых годов советский критик Е. Г. Балагушин так писал об этом: «В условиях расширения масштабов распространения религи­озно-мистических настроений в современном капиталистическом мире их влияние в наибольшей степени сказывается, с одной сторо­ны, на средней буржуазии и связанных с ней кругах учащейся молодежи и интеллигенции... Они надеются возместить остро ощу­щаемый ими духовный вакуум пробуждением религиозного чувства, обратившись к нетрадиционным культам, либо пытаются найти утешение, нравственное равновесие и уверенность в себе при помо­щи «всеисцеляющих» средств мистифицированной психотерапии (которая во многом оказывается созвучной религиозной мистике Востока)»40.

Однако Балагушин не предвидел, что противоречия в атеисти­чески настроенном обществе СССР станут еще большим толчком к пробуждению религиозности и целительства.

Мировоззрение интеллигенции в Российской империи перед революцией 1917г. можно объяснить, как склонное к религиозному мистицизму и оккультизму. Но с утверждением государственного атеизма явления эти были загнаны в подполье. Как только давление сверху исчезло, мистицизм и оккультизм дали себя знать с новой си­лой. Этому способствовало то, что в среде интеллигенции распро­странилось изучение психологии и религий. В социалистических странах атеизм оказался томительной тюрьмой для человеческого духа.