Противоречит тому, что говорится в Библии

Ясное представление о фундаментальных идеях, лежащих в основе различных нехристианских культов и религий, дает только их сопоставление с тем, что говорится по данному вопросу в Библии. Приводимые нами примеры в большей мере покажут разницу по це­лому ряду положений между восточными религиями и христианст­вом, однако частично они затронут и вопрос о том, в чем расходятся псевдохристианские культы с истинным христианским учением.

Мы должны понимать, в чем заключается разница между учением Библии и учением восточных языческих религий, потому что в этом содержится ключ к распознанию сути почти всех религи­озных учений. Тот, кто не поймет этой разницы, не сможет опреде­лить, с чем связан смысл доктрин многих странных культов и необыкновенных верований. Многие ереси, о которых мы читаем в истории христианской Церкви, были связаны либо с непониманием библейского учения о материальном мире, либо с отрицанием его сущности под влиянием философии и небиблейских религий.

1. По отношению к материальному миру. В культах, которые в нашей классификации отнесены к категории восточных, и в религиях Востока, а также в таких учениях, как «Христианская наука». Церковь единения и др., материальный мир рассматри­вается в основном как зло. Если даже приверженцы этих куль­тов напрямую не называют материю «злом», однако по сути она для них такова. Поэтому как бы этот мир ни был красив, так как он материален, он представляет собой средоточие зла. Согласно такому пониманию, только дух человека является добром, а тело его – либо воплощение настоящего зла, либо серьезная помеха к достижению желанной цели. Вот почему не идеи добра и нравственности волнуют прежде всего тех, кто исповедует подобное верование. Самый важный вопрос их вероучения – как победить материю.

Библия же говорит, что материальный мир был создан доб­рым, святым и любящим Богом: «Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути его праведны, Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32:3–4). В первой книге Библии мы читаем о сотворении Богом физического мира, и описание почти каждого его созидательного действия заканчивается словами: «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:10,12,18, 21,25). В заключение Бог создал человека: его дух, душу и тело. Неужели, можно считать за зло то, что создал Бог? По Библии, происхождение зла находится в духовном мире и относится к решению воли сознательного существа. Это правдиво, как в отношении диавола, бывшего херувима помазанного, так и первого человека в Эдемском саду (Иез. 28:13–19). Нравствен­ные требования человека, по учению Библии, касаются его этики и жизни духовной.

2. По отношению к истории. История в восточных культах и религиях рассматривается в образе колеса, у которого нет ни начала, ни конца. Такой взгляд связан с языческими представ­лениями о чередовании сезонов, увядании и оживлении в при­роде. Даже одни и те же люди, согласно этому верованию, умирают и рождаются многократно. Их души воплощаются вновь и вновь в новых телах в этом мире. Таково учение о перевоплощении. По этому учению, цена одной жизни человека не так важна, ведь то, что он не смог сделать в этой жизни, он может совершить в другой.

В Библии же, история предстает в образе линии, имеющей начало и конец. Бог говорит о Себе: «Я семь Алфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1:8), а о людях сказано: «...Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Цена одной жизни, согласно библейскому учению, неимоверно важна.

3. По отношению к происхождению мира. Происхождение мира в первом случае рассматривается либо с позиции теории эволю­ции, либо исходя из идеи эманации (постепенного продления от тончайшего духовного естества все ниже и ниже к грубейшей материи видимого мира. – Н. П.). Это значит, что в конце концов всё есть одно, неважно, произошло ли оно путем эволю­ции или эманации. Поэтому если всё одно, то нет ничего друго­го. И если что-то одно есть Бог, то всё есть Бог. На этом осно­вываются восточные идеи монизма и пантеизма.

Мы уже говорили о том, что в Библии происхождение мира рассматривается, как акт Божьего творения: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих» (Евр. 1:10), и поэтому «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2). Но Библия не отождествляет Бога с Его творением. Бог был и есть и может быть совершен­ным без физической вселенной и духов, созданных им.

4. По отношению к браку. В теории и практике учений, которые считают материю злым началом, половые сношения даже в браке рассматриваются как проявление материи – носительни­цы зла. И те, кто придерживаются подобных представлений, либо практикуют половой аскетизм, потому что противятся личному участию во зле, либо допускают полную половую распущенность, так как считают, что телесное зло нисколько не повредит доброму духу. Есть культы, которые хотя не запреща­ют брак, но ограничивают половую жизнь между мужем и женой одним разом в месяц и только с целью деторождения. Например, культ Харе Кришны считает, что каждый половой акт укорачивает жизнь человека на земле.

Библия учит, что половые отношения были созданы любящим и святым Богом. Согласно Слову Божию, они должны сохра­няться в чистоте и святости брачной жизни мужей и жен: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку... Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:22,24), «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4).

5. По отношению к спасению человека. В тех или иных выраже­ниях каждый культ и религии, включая восточные и псевдо­христианские, учат как человек может спастись. Многие из них, особенно восточные, рассматривают спасение, как освобождение души из плена материального тела путем какого-то секретного знания, медитации или разных методов йоги. Иначе говоря, человек должен делать что-то для того, чтобы спасти самого себя. Он должен своими силами победить плоть и заслужить спасение. Если даже это культ не восточного типа, все равно спасение зависит от собственных дел человека. По сути сожале­ния и раскаяния в таких исповеданиях нет, а если они есть, то не играют существенной роли в вопросе спасения.

Библия учит иначе. Она говорит, что спасение не от дел, а через покаяние и веру во Христа. Грешник может получить прощение даже в последний час своей жизни, если покается и обратится ко Христу, умершему заступнической смертью за людей на кресте: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас. Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8–9). Мы получаем «оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим. 3:24-25).

6. По отношению к проблеме добра и зла. Ввиду того, что согласно учению ряда культов, особенно восточных, всё существующее есть одно и всё есть Бог (у них, вернее, бог), их последователи не признают основного противостояния между добром и злом в духовном мире. Как добро, так и зло в их понимании, являются проявлениями одной и той же божественной действительности. Они противоположны только на уровне видимой материальной жизни. Однако с точки зрения высшего, монистического и пантеистического бытия, никакого противостояния нет. Поэтому идеи добра и зла по отношению к основной сути вещей – про­сто иллюзия. Неудивительно, что в движениях, придержива­ющихся такого верования, вопрос спасения человека не связан с вопросом морали или нравственности. Он связан с чем-то другим. Культы и религии, отвергающие противостояние между добром и злом, не проповедуют или не считают важным услови­ем для спасения необходимость покаяния. Они не видят также смысла в том, чтобы делать добро и заниматься благотворитель­ностью. Это полностью противоречит учению Библии о Боге, о челове­ке и о нравственности. На всем своем протяжении – от самых первых до последних страниц – Библия учит, что Бог свят, добр и любвеобилен, что Он осуждает грех и зло, в какой бы форме они ни проявлялись. Его закон (данный через Моисея) показывает вину человека, а Его жертва (Христос на кресте) говорит как о непримиримом отношении Бога ко греху, так и о Его любви к грешнику. Добро и зло, по Библии, несовместимы и непримиримы. «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Бо­жий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло... Избери жизнь...» (Втор. 30:15,19).

7. По отношению к личности человека. В соответствии с идеями монизма и пантеизма в восточных культах и религиях челове­ческая личность, или индивидуальность, не важна. Важна пантеистическая или монистическая тотальность (всеохватность) мира, к которой каждый человек должен стремиться. Идея существования отдельной личности, согласно такому учению, является на деле иллюзией. Чем скорее человек изба­вится от сознания собственной личности, тем лучше. Все равно человеческая личность рано или поздно должна раствориться в едином бытии, как капля воды растворяется в океане. Капля, существовавшая отдельно и упавшая в океан, уже есть в океане, но в то же самое время ее там нет. Она растворилась в его водах, и поэтому отдельной капли не существует. Так и лич­ность, согласно этому учению, подобно капле, должна изба­виться от ощущения своей неповторимой ценности, ибо в мире, где царит всеобщность, она не представляет собой ценности.

Библейское учение противостоит такому пониманию, и это естественно. Самое высшее, что есть на небе и на земле, – это разумная личность. Она обладает самосознанием. Она имеет права, которые должны защищаться Законом Божиим и законом человеческим. Чем в меньшей мере человек осознает себя лич­ностью, тем менее разумным существом он является. Самой ве­ликой личностью является, по Библии, Бог: «Разум Его неисследим» (Ис. 40:28). Бог создал человека по образу и подобию Своему. Поэтому человек является отдельной, сознающей себя и ответственной личностью. Бог желает иметь общение и вести диалог с личностями. Только личность можно привлекать к от­ветственности, только от личности можно требовать исполнения нравственных законов: «Итак соблюдай заповеди и постанов­ления и законы, которые сегодня заповедую тебе исполнять» (Втор. 7:11). По Библии, личность человека важна и сохранится в вечности: «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Откр. 22:3–4).

8. По отношению к вопросу, кем является человек. Согласно вос­точному пантеизму, где всё существующее считается богом, человек как неотъемлемая часть общего, как всякая вещь вооб­ще, тоже является богом. Поэтому культы и религии, основыва­ющиеся на пантеистическом мировоззрении, исповедуют также божество человека. Согласно восточным и синкретическим культам, человек был, есть и будет богом. И чем скорее он осознает себя богом, тем лучше для него. Так, один из псевдохристианских культов, известный под названием мормонизма, считает человека потенциальным богом. Человек, по учению мормонов, может достичь состояния божества через их веру.

Библия, будучи откровением Бога, говорит о том, что человек как создание Божие не является Богом и не может стать Им. Библейское учение о Боге логически исключает возможность человеку или ангелу, созданным Богом, всецело уподобиться Ему или стать одним с Ним существом. По Библии, Бог вечен и всемогущ, а человек суть тварь, зависящая от Него, как в материальном, так и в нравственном отношении. И потом – разве могут быть два или более богов, которые были бы равно всемогущими? Их одновременное существование ограничивало бы могущество друг друга. Всемогущим может быть только один Бог. Поэтому Новый Завет, говоря о всемогуществе Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа, – подчеркивает их су­щественное единство (Иез. 28:9; Ин. 1:1–3; 1 Тим. 6:16). Со­гласно Библии, Бог создал человека по образу и подобию Свое­му. Он является самым высшим из творений Божиих, но, не­смотря на это, навечно останется человеком и ему не дано достичь состояния всемогущества Бога.

9. По отношению к душе человека. Восточные культы и религии, в частности индуизм и его разновидности, рассматривая душу человека как составную часть пантеистического мира, считают, что она в своем существовании не имеет ни начала, ни конца. После смерти тела душа может вновь воплощаться в других телах, и процесс этот бесконечен. Некоторые культы учат прямопротивоположному: со смертью тела умирает и находив­шаяся в нем душа.

Согласно библейскому учению, душа, созданная Богом, пре­бывает вечно. Почему в Библии ничего не говорится о сущест­вовании души до сотворения человека? Потому что это связано с учением о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). По Библии, всё, кроме Бога, имеет начало, включая духовные ангельские существа и душу человека, которую Он создал. Душа не перевоплощается после смерти тела. Она попадает в потусторонний мир спасен­ных или погибших, в зависимости от отношения человека к искупительной жертве Христа на кресте в земной жизни (Евр. 9:27). Говоря о душе, мы не ставим перед собой задачу в той или иной степени рассмотреть богословский вопрос, есть ли разница между душой и духом человека или эти названия являются синонимами. Мы просто говорим о духовной стороне человеческого существа, которое, мы верим, продолжает сущес­твовать после смерти тела.

10. По отношению к вопросу, в чем заключается основная проблема земной человеческой жизни. Все религии признают, что человек – существо несовершенное, далекое от идеала. Он всегда чего-то ищет. Ему чего-то не хватает. Он мучается, стараясь обрести желанное состояние вечного благополучия, или вечного счастья. Иначе говоря, жизнь человека на земле сопряжена с решением очень серьезной проблемы. Какой? В зависимости от того, как формулируется эта проблема той или иной религией, предлага­ются и пути ее решения. Согласно мировоззрению восточно-языческих религий, проблема человека заключается в его неве­жестве. Он не обладает надлежащим знанием, и от этого проис­текают все его беды. Чтобы разрешить проблему, он должен достичь особого знания путем религиозного просвещения. По­этому в восточных религиях важную роль играют слова «зна­ние» и «просвещение», ибо знание может победить плен мате­рии и освободить душу как от страданий, так в конце концов от повторных телесных воплощений. Но, согласно Библии, знание не решает проблемы человека. Еще в Эдемском саду змей дал Еве совет: «...откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (курсив мой. – Н. П.) (Быт. 3:5). Совет этот был ничем иным, как бунтом против Бога и привел челове­чество к потере истинного благополучия.

По Библии, проблема человека заключается в его волевом отношении к Богу и Его образу жизни на земле. Иначе говоря, проблема человека находится в его воле. Пророк Исаия за сотни лет до Христа написал: «Все мы блуждали как овцы, соврати­лись каждый на свою дорогу...» (курсив мой. – Н. П.) (Ис. 53:6). Прародители рода человеческого, о которых мы читаем в Книге Бытия, знали волю Творца, однако они отвергли ее, послушались искусителя, решив, что могут сами определить свой образ жизни и собственными усилиями создать свое счастье. Обращаясь к Адаму, Господь дал ему понять это в словах: «...Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» Ответом было: «...Я ел» (Быт. 3:11–12).

Человек – единственное из всех творений – имеет свободную волю. Он может избрать и то, что не согласуется с волей Божией. Собственная воля, противопоставленная воле Божией, явля­ется проявлением эгоизма и бунта против Бога. Каждый, ищу­щий собственной выгоды, стремящийся удовлетворить свои желания, не думая о других, способствует проявлению зла. И люди начинают ненавидеть друг друга, красть, убивать, нару­шать чистоту брачных уз, лгать. А что касается невежества, Библия говорит, что избрав недобрый путь, человек утратил и знание истинного Бога (Рим. 1:21–22). В этом ему помог глав­ный противник воли Божией – диавол, который назван в Еван­гелии «богом века сего», ослепившим умы людей (2 Кор. 4:4).

Для того чтобы человек мог разрешить свою основную пробле­му, ему необходимо не только узнать, в чем заключается Божия Благая весть, но главным образом покаяться. И принять это решение он должен по собственной воле. Как бы много он ни знал и сколь хорошо бы ни понимал, в чем заключается истин­ное знание, это не только не поможет ему, но, напротив, усугу­бит его вину, потому что осознанное знание несет с собой более высокий уровень ответственности. Согласно Библии, человеку более всего нужно покаяние. Оно является актом личного нрав­ственного выбора. В сравнении с восточноязыческими учениями, вся Библия основана на данной человечеству Богом норматив­ной основе нравственности и добра. Нарушение этих нравствен­ных норм ведет к страданию – временному или вечному. Не просвещение и знание спасут человека, а искупление и проще­ние. В этом и состоит главное отличие библейского учения от других религиозных доктрин.

Канадские профессора И. Гексам и К. Поуве положения восточных языческих религий называют традицией йоги, а постула­ты Библии связывают с традицией Авраама. О традиции Йоги они сообщают следующее: «Традиция йоги возникла в Индии. Поиск и паломничество являются ключевыми признаками ее главного транс­цендентного выражения. Что касается ее философии, традиция йоги рассматривает этот мир, как вуаль печали, которую нужно претер­петь и от которой нужно избавиться. Абхаи Чаран Де Бхактиведанта Свами Прабхупада (мы будем называть его дальше Прабхупадой), основатель движения Хари Кришны, суммирует негативные черты традиции йоги, говоря о нашем мире, что „это место не было пред­назначено для счастья... Это есть место печали и... является времен­ным"1. Подобным образом, Эдуард Конзе пишет, что „буддистский образ мышления будет привлекателен только для тех людей, кото­рые полностью разочаровались в реальном мире и в самих себе, которые чрезмерно чувствительны к боли, страданию, к любому расстройству в жизни и которые слишком сильно хотят быть счаст­ливыми и обладают огромной способностью к самоотречению. Буд­дист ищет полного счастья за пределами этого мира". Как мы уже говорили, эти перспективы являются общими для тех, кто присоеди­няется к новым религиям».

А вот что Гексам и Поуве пишут о традиции Авраама: «Рели­гии в русле традиции Авраама прослеживают своих предков до личности Авраама, история которого записана в Священных Писа­ниях еврейского народа. Главными религиями этой традиции явля­ются иудаизм, христианство и ислам, которые имеют общее понятие о Боге как о Создателе. Они также разделяют между собою такие родственные идеи, как сотворение мира, грехопадение человека, искупление и откровение, хотя значения этих доктрин в некотором смысле отличаются друг от друга в каждой из этих религий»2.

Интересно заметить, что, кроме евангельского учения, во всех религиях и культах, распространенных в мире, вопрос спасения зависит от собственных заслуг человека. Однако есть один случай исключения. В восточной религии буддизма существует два главных течения: тхеравадское и махаянское. В то время как тхеравадское учит о спасении на основании собственных дел по примеру Будды, махаянское склонно рассматривать Будду как спасителя полагаю­щихся на него людей. Более ясно это видно в махаянской секте, называемой «буддизмом Чистой страны». Ее последователям предла­гается путь спасения на основе веры. По свидетельству Нормана Андерсона, «вместо „изнеможения от дел" собственными усилиями буддистам Чистой страны преподается учение, согласно которому нужно всецело полагаться верой на Бодхисатву (ставшего давно Буддою), по имени Амитабха, который фактически исполняет роль Спасителя для своих последователей. Он управляет Чистой страной (или Страной Будды), называемой Сукхавати, которая находится далеко в западной части Вселенной. Благодаря его великим клятвам, непостижимым заслугам и неограниченной силе спасать, те, кто полагаются на его благодать, сразу же достигают состояния просве­щения и, несомненно, в следующий раз будут рождены в Сукхава­ти»3.

Однако отношение к проблеме спасения в этой секте – уни­кальное явление среди нехристианских религий. Каким образом эта разновидность буддизма пришла к такому способу спасения? Может быть, благодаря осознанию в конце концов, что человеческая натура слишком испорчена, и потому человек сам не может спасти себя. А может быть, благодаря влиянию христианского учения. (Хотя это ни в коем случае не означает, что учение буддизма Чистой страны подобно христианскому. Остальные аспекты его остаются всецело восточными.)

 

Глава 4

АНИМИЗМ: