Общий характер индуизма

Индуизм – одна из самых древних и влиятельных религий в мире. Его основные идеи лежат в основе таких культов, как Харе Кришна (Международное общество сознания Кришны), Трансцен­дентная медитация, Миссия Божественного света и им подобных. В настоящее время насчитывается около 690 миллионов последовате­лей этой религии. Это преимущественно народы, населяющие Ин­дию, Непал и Шри-Ланку. Индуизм породил религии джайнизма и буддизма и вместе с исламом лег в основу возникновения сикхизма. Идеи индуизма – напрямую или опосредованно, через буддизм – получили широкое распространение во многих странах, сначала Востока, а потом и Запада. Переосмысление учения индуизма спо­собствовало образованию многих культов и верований. Они продол­жают появляться и в наше время.

Само название этой религии говорит о том, что она связана с Индией. Некоторые исследователи считают индуизм не одной целос­тной религией, а синтезом ряда родственных друг другу религиозных идей, когда либо проникавших в Индию. Поэтому трудно дать краткое и исчерпывающе точное определение индуизма, и наша задача сводится к тому, чтобы показать, что представляет собой эта религия.

В индуизме отсутствует единый организующий стержень. Вот почему среди его приверженцев встречаются пантеисты и политеис­ты, монотеисты и агностики, даже атеисты. Индуизм, считают Дж. Макдауэл и Д. Стюарт, – это «сложный комплекс религиозных и философских воззрений, а также предписаний, регламентирующих все права и обязанности человека от его рождения до смерти. Боль­шое место в нем отводится обрядности». Как бы то ни было, у этой религии есть своя история и специфические, присущие только ей черты.