Происхождение, священные книги и божества

Возникновение индуизма не приписывается какому-либо одному конкретному лицу, и в этом он отличается от других рели­гий. Его происхождение связано с завоеванием полуострова Индос­тан арийскими племенами между XII и V вв. до Р. X. Самые древ­ние священные книги индуизма, написанные на санскрите, дошли до нас под названием Веды («мудрость» или «знание»). Они пред­ставляют собой религию арийских завоевателей. Для арийцев был важен культ жертвоприношения путем сжигания. Арийцы верили, что, совершая этот культ, они способствуют постепенному перерож­дению Вселенной.

Веды состоят из четырех книг. Каждая из них делится на три части. В первой части содержатся гимны, славящие богов, во второй – дано руководство по соблюдению ритуалов, а в третьей – объяс­няется религиозное учение. Кроме Вед индуисты разных направле­ний имеют свои особенные книги, но Веды носят наиболее общий, всеобъемлющий характер. Заключительная часть Вед называется Упанишады («упанишад» означает сокровенное знание), которые представляют собой комментарии к Ведам. Они были написаны в пе­риод с VIII по VI вв. до Р. X. После Упанишад следуют две большие эпические поэмы, «Рамаяна» и «Махабхарата», в которых содержат­ся легендарные описания перевоплощений одного из главных инду­истских богов. Часть вторая шестой книги «Махабхараты» называет­ся «Бхагавад гита» («Божественная песнь» или «Песнь о господе»). Из всех индуистских писаний она получила наибольшую извест­ность.

Традиционный индуизм признает существование великого множества богов и богинь, но главными из них считаются тримурти, т. е. триада богов, – Брахма, Вишну и Шива. В индуизме религи­озное поклонение практикуется только в отношении Вишну и Шивы. Хотя Брахма является главой тримурти, культ его отсутствует, потому что люди считают его недосягаемой высшей действитель­ностью. Он, скорее, представляет философскую идею религии, над которой следует размышлять, а не поклоняться ей.