Кастовая система общества

Учением о перевоплощении и законом кармы индусы оправды­вают деление своего общества на четыре касты. Они считают, что люди, достигшие большего совершенства, являются членами высших каст, а менее совершенные составляют низшие. Но существуют люди, которые не достойны даже самой низкой касты.

Самая высшая и почетная каста – это брахманы. Они занима­ют положение священников и философов, изучают священные книги и находятся на содержании у государства. Члены низших каст и все люди вообще обязаны почитать их за святых, потому что брахман «выше всех на земле» и «всё, что существует в мире, принадлежит ему». Как священники они часто исполняют роль гуру, т. е. учите­лей. Вторая каста – это кшатрии, или воины. К ней принадлежат правители, политические деятели, те, кто служат в армии и поли­ции. В третью касту – вайшии – входят купцы, земледельцы и др. Самая низкая каста – шудры. Ее составляют рабочие и слуги. Лю­дям этой касты не дозволено изучать Веды и участвовать во многих религиозных ритуалах. Их обязанностью является обслуживание членов более высоких каст. Что касается тех, кто не родился с правом принадлежности к какой-либо касте, они считаются изгоями общества. С ними никто не общается, их даже не считают за людей, даже случайное прикосновение к такому человеку считается осквер­нением для члена любой, даже самой низкой касты. Отсюда роди­лось и название для этих нечистых в религиозном отношении, с точки зрения индуизма, людей – неприкасаемые.

Как мы уже говорили, попасть в высшую касту или потерять привилегию оставаться в ней можно лишь в результате перевопло­щения души по закону кармы. Вот почему индусы не видят ничего несправедливого в кастовой системе. Что человек заслужил, то и получил. А то, что эта религиозная система оправдывает социальное неравенство и эксплуатацию людей – это неважно.

Кроме деления всего общества на четыре касты и неприкасае­мых внутри каждой касты имеются различные градации и ступени. Вопросы брака, разных привилегий и деловых связей регулируются принадлежностью людей не только к разным кастам, но также и к их различным градациям. Кастовую систему религии исповедует большинство граждан Индии.