Другие идеи Будды

Гаутама Будда не признавал существование единого вечного Бога. Он верил, что во Вселенной обитают различные божества и демоны, но смотрел на них как на временных существ, которые, подобно людям, рождаются и умирают. И потому считал бесполез­ным надеяться на их помощь и обращаться к ним с молитвой. Гаута­ма отвергал путь спасения индуизма – путь посвящения. Признавая закон кармы, Будда в то же время был убежден, что человек, при­надлежащий к любой касте, может достичь совершенства в течение одной земной жизни и избежать возмездия за злые дела, совершен­ные во время прошлых воплощений. Только тем, кто не ищет про­светления, учил Будда, суждено узнать последствия своей кармы.

Хотя Будда верил в теорию перевоплощения, у него был свой, особый взгляд на душу. В индуизме душа нерушима и переходит, не нарушая своей целостности из одного воплощения в другое, неся в себе свою карму. Согласно же учению Будды, душа состоит из своего рода психологических компонентов. Каждое новое воплоще­ние не оставляет их состав неизменным, но соотношение между настоящим и прошлым воплощениями сохраняется. Это соотношение и определяет характер кармы. Как печать оставляет свою форму, если придавить ею воск, так и каждое воплощение передает что-то свое следующему.

Исходя из сказанного, можно заключить, что при перевопло­щении ничего существенного, кроме влияния умершего человека и его кармы, не передается. Если это так, то человек с момента своего рождения должен либо пользоваться заслугами прежних, чужих для него людей, либо расплачиваться за их грехи. Такое положение несправедливо. Однако, может быть, последователи Будды не совсем правильно поняли его идею? Как бы то ни было, вопрос души в буддизме не получил исчерпывающего объяснения.