Учение Конфуция

Учение этого философа изложено им не в пяти классических книгах («Пятикнижии» – «У-цзин»), о которых мы только что говорили. Историки считают, что первые четыре книги «Пятикни­жия» принадлежат перу неизвестных нам авторов. Конфуций якобы только отредактировал их и употреблял как пособия для преподава­ния. Кроме того, историки находят, что ученики Конфуция тоже редактировали эти книги после его смерти. Если это действительно так, то четыре первые книги не дают уникальных сведений о фило­софских взглядах Конфуция. Только последней книге «Пятикнижия» приписывается авторство Конфуция. Но «Анналы весны и осени» представляют краткую хронику одного из китайских княжеств («весной и осенью» называют период правления династии Чун-цю) и не содержат в себе никаких религиозных идей.

Учение, которое известно в мире под именем конфуцианства, содержится в других четырех книгах («Четверокнижии» – «Сы-шу»), написанных его последователями. Они имеют следующие названия: «Аналекты» (в другом переводе «Беседы и суждения» – «Лун-юй» – книга изречений Конфуция и его учеников), «Великое учение» («Да-сюе» – учение о самоусовершенствовании человека, изложенное по Конфуцию одним из его учеников), «Доктрина золотой середины» (в другом переводе «Книга о середине» – «Чжун-юн»), «Мэн-цзы» (учение философа Мэн-цзы, самого известного из учеников Конфуция).

Учение Конфуция трудно назвать религиозным. Скорее всего, оно представляет философию этики, которая охватывает все области человеческой жизни, включая религию. Однако религии Конфуций касается меньше всего. Главным образом, учение Конфуция обраща­ется к вопросам семьи, общества, государства и человека как отдель­ной личности. Человеческую природу этот философ оценивал вполне позитивно, хотя знал, что люди способны не только на добро, но и на зло. Однако он был уверен, что с помощью воспитания и доброго примера можно искоренить зло из жизни людей.

Пять добродетелей и роль главной из них – «ли»

Как было упомянуто выше, времена Конфуция были времена­ми междоусобных войн и смут. Поэтому свою главную задачу фило­соф видел в том, чтобы установить мир и внести гармонию в жизнь людей. С этой целью он предлагал им следовать пяти главным добродетелям. Самой важной Конфуций считал добродетель «жэнь» (человечность, доброта или благоволение), которая заключается в том, чтобы желать благо другим. Для пояснения роли каждой из добродетелей Конфуций берет в пример плодовое дерево. «Жэнь» (человечность) – это его корни, «йи» (справедливость) – ствол, «ли» (идеальное поведение) – ветви, «жи» (мудрость) – цветы и, наконец, «хсинь» (верность) – это плоды древа добродетели. Добродетель «ли» (идеальное поведе­ние) , по мнению Конфуция, должна играть самую важную роль в восстановлении нравственности правителей и всего народа. С по­мощью «ли» Конфуций считал возможным достичь общественную и политическую гармонию, что, в свою очередь, должно привести к осуществлению высшей гармонии – между небом и землей. Конфу­ций не отвергал принципы инь и ян. Однако центральная идея учения даосизма – дао не отразилась в учении Конфуция. В его философской системе дао является не всеобщим, а лишь моральным принципом Вселенной.

Существенная разница между конфуцианством и даосизмом заключается в том, что для достижения идеала даосизм предлагал учение, в основу которого заложена идея увэй – идея пассивности, бездеятельности. Конфуцианство же утверждало, что человек обяза­тельно должен действовать. Только работая над собой, он может достичь нравственного совершенства. Даосисты это положение учения Конфуция расценивали как преступное вмешательство в деятельность всемогущего дао.