Определение и мифологическая основа

Синтоизм является чисто национальной религией Японии и не получил распространения за пределами этой страны. Его происхож­дение не связано с какой-то известной исторической личностью. Эта религия не имеет в своей основе системы догм или разработанного богословского учения. Ее изначальное кредо: «Бойся богов и пови­нуйся императору!»

В основе синтоизма лежит миф о сотворении Японии и связан­ные с ним легенды, которые в XX в. были истолкованы как повести о реально существовавших, выдающихся вождях Древней Японии, сокрытых в тумане древней истории. В синтоизме нашли отражение явления природы и общества, а также жизнь человека в окружении семьи. Характерными чертами этой религии являются любовь к родной стране и эстетическое воспринятое природных явлений. Синтоизм связан также с анимистическим почитанием предков и шаманством.

Слово «синто» происходит от составного китайского шань-дао (или син-то). В предыдущих главах мы уже встречались с понятием «дао» – путь. По-японски эта религия называется ками-но-мити и означает путь богов или путь высших духов. Словом «ками» у япон­цев назывались боги или существа, обладавшие сверхъестественной силой. Японцы верили, что в доисторические времена их страна была населена исключительно этими существами.

В основу синтоизма лег миф о сотворении японских островов и их населения. Согласно официальной мифологии синто, в начале всего был не хаос, а самопроизвольное установление первоначально­го элементарного порядка, одновременно появились боги-ками. Затем появились небо и океан. Разные боги появлялись и исчезали в то время без особых последствий. Завершение космогонического процесса приходится на долю пятой пары богов Идзанаги и Идзана-ми (есть предположение, что на протоавстронезийском языке их имена переводятся как «первый мужчина» и «первая женщина»). Они – первые в японской мифологии божества, имеющие челове­ческий облик и обладающие способностью рождать других богов. Ко времени их появления земля еще была в младенческом состоянии и, подобно плавающему жиру, носилась по морским волнам. Поэтому высшие боги поручают этим богам обратить жидкую землю в твердь. Так появились острова Японии. От брака Идзанаги и Идзанами родилось 35 богов-духов, которые населили эту страну. Коща рож­дался последний из этих богов – бог огня Кагуцути, он опалил лоно Идзанами, и она умирает – согласно мифу, удаляется в царство мертвых. За это отец стал рубить его мечом, однако каждый отруб­ленный кусок бога огня становился новым богом. Так появилось множество богов. Ища утешения Идзанаги решил посетить умершую жену в царстве мертвых. Однако это принесло ему несчастье. Злые духи, которые произошли от гниения тела Идзанами, осквернили Идзана­ги. Для очищения он вынужден был омыть себя в океане. Когда он омыл свой левый глаз, внезапно появилась на свет главная богиня Аматэрасу, ставшая богиней солнца. А когда он омыл правый глаз, появился бог луны Цукиеми. Наконец когда он омыл ноздри, поя­вился бог ветра, водных просторов и ураганов Сусаноо. Много времени спустя богиня Аматэрасу послала своего внука Ниниги (в переводе «юноша – бог изобилия рисовых колосьев») править японскими островами. Он стал родоначальником японских импе­раторов, символизируя их божественное происхождение.