Принципы осквернения и очищения

Синтоизм не имеет своей системы этики или морального кодекса. (Японцы пользуются главным образом этикой конфуциан­ства, которую они восприняли через контакты с Китаем.) Все, что требует от людей синтоизм, – это жить мирно и естественно и не подвергаться осквернениям, избегая действий злых духов. Ибо именно они (а не нарушение моральных норм) оскверняют человека. Источник этого верования в синтоизме берет свое начало в японском мифе о сотворении, когда бог Идзанаги был осквернен злыми духа­ми, произошедшими от гниения тела его жены.

Поэтому в синтоизме обряды очищения – как физические, так и символические – имеют важнейшее значение. К ним относит­ся, например, такой обряд, как обливание водой, когда после похо­рон умершего члена семьи, все родственники заходят в воду и купаются вместе для очищения. Или другой обряд – изгнание нечисти, когда священник машет очистительной палочкой, чтобы очистить людей и предметы. Кроме того практикуются обряды воздержания, чтобы не допустить себя до осквернения.

До поражения Японии во второй мировой войне особенно важными считались две ежегодно проводившиеся церемонии очище­ния всей нации. Их совершал сам император во благо своего народа. Чтобы уберечь себя от осквернения злыми духами, согласно синто­изму, необходимо было также неукоснительно соблюдать две важ­нейшие добродетели – безоговорочное повиновение императору как божественной личности и служение японскому народу как самому близкому к богам.

Так как в понимании синтоистов осквернение людей приходит от злых духов, видимо, не случайно, что эта религия наряду с официальным храмовым синтоизмом содержит и черты примитив­ных культов, например, шаманизма. Главная функция шаманов-жрецов заключается в зрительных и звуковых галлюцинациях (видениях наяву или откровениях во сне) и обладании духами. Такие экстазные проявления, как обладание духом, могут быть либо спонтанными, либо достигнуты усилиями. Японские шаманы исполь­зуют метод шугыё, включающий трудные физические упражнения для того, чтобы войти в состояние транса – во многом подобного тому, которого достигают американские дзэн-буддисты и последова­тели культа Хари Кришны постоянным повторением припевов в сопровождении приплясывания. Монотонные повторяющиесядвиже-ния, доведение себя до физического измождения, воздействие нарко­тиков и другие средства – все может быть использовано для вхож­дения в состояние транса.