Синкретизация

 

Примерно в это же время в Японии распространялись конфуцианство и буддизм. Конфуцианские идеи культа Неба были особенно восприняты в среде царской элиты и её аристократического окружения для утверждения божественного происхождения царской власти. Кроме того, этическая программа конфуцианства с чётким иерархическим делением общества в полной мере соответствовала стремлению родовых кланов к власти.

Однако буддизм, появившийся в результате междоусобной борьбы родов Сога и коалиции военного клана Мононобэ с жреческим – Накатоми, получил в Японии преобладание. Первые письменные упоминания о буддизме в Японии относятся к началу VI века. В 538 году в Ямато[52] прибыло посольство корейского королевства Пэкче и преподнесло царю несколько буддийских сутр, статую основателя буддизма Шакья-Муни. После победы дома Сога в 587 году начинается широкое распространение буддизма. Строятся буддийские монастыри и храмы. Им предоставляются земли, рабы, выделяются значительные средства из казны. Буддам и Бодхисаттвам присваивают те же магические качества, что и ками. К ним обращались с просьбами исцелить от болезней, послать богатый урожай, защитить от зла, быть охранителем какой-либо местности и прочее. К этому времени в пантеоне синтоизма появилось деление на небесных и земных богов. С помощью этого деления цари Ямато стремились укрепить свой религиозный престиж. Небесные боги объявлялись прародителями царского дома, земные – прародителями завоёванных, подчинённых родов.

Однако в религиозной практике земледельческой общины, где возник синтоизм, преобладало синто, соответствующее коллективному воззрению и просьбам японцев. Буддизм же, который апеллировал к отдельному человеку, личности, был менее популярен, но тоже нашёл своё отражение в сознании общины. Местные верования и буддизм поделили между собой жизненную практику японца[53].

Светлые радостные события, рождение, вступление в брак, остались в ведении родовых богов, возглавляемых Аматэрасу. Смерть, трактуемая синто как скверна, взял под защиту буддизм, представив концепцию «возрождения», «спасения в раю Будды». Так постепенно происходило слияние (синкретизм) двух религий. Оно обозначено японским термином «рёбусинто» («путь буддизма и синто»). Синкретизму способствовала политика и деятельность японского правительства, особенно с VIII века н.э. В результате постепенного синкретизма солнечная богиня Аматэрасу стала воплощением Будды «Бриллиантового света» Вайрочаны, а божества синтоистского пантеона – будд и бодхисаттв.