Тэнноизм

 

Термин «тэнно» (небесный государь) означает титул японского государя. Происходившим от него словом «теноизм» называется процесс усиления культа императора и авторитета святилища Исэ в период и после монгольского нашествия (1261-1281 год) с помощью развития концепции «Исэ синто». Возрос культ Аматэрасу, которая божественным ветром («камикадзе») дважды разметала флот нападающих и отвратила угрозу от Японии. Во второй половине XVI века развитие концепции «Исэ синто» привело к возникновению нового культа, допускающего обожествление человека при жизни и не обязательно из императорского рода. Богом при жизни мог стать крупный политический или общественный деятель Японии. Эту традицию заложило ещё в конце XII века военно-феодальное дворянство (самураи), сделавшее власть императорского дома номинальной, ограниченной сферой культа синто. Лишь в период правления токугавской династии (1603-1687 год), когда в Японии активно распространялись различные течения конфуцианства, происходил его синкретизм с синто, авторитет императорской власти стал повышаться. Складывались школы с целью обоснования культа и института императорской власти на историческом материале. Этические идеи конфуцианства обогащали синто в процессе доказательства божественного происхождения династии японских императоров. Идеи защиты императора, реставрации императорской власти стали идеологической основой оппозиционного движения за свержение системы сёгуната, по которой глава военно-феодального правления самураев становился богом либо при жизни, либо ему по смерти строили святилище и часовню для поклонения его духу.

В середине XIX века страна после двух с половиной веков затворничества стала открытой для европейцев и западной культуры. Это ускорило процесс свержения системы сёгуната. Против сёгуната выступило большинство японской общественности, свершилась буржуазная революция Мэйдзи (1867-1868 год). Реставрация императорской власти была воспринята как новый путь модернизации страны на основе оптимального принципа «японский дух, европейские знания». Образовался комплекс государственного синто, который включал в себя: династийный синто, являвшийся достоянием императорской семьи; тэноизм – культ императора; храмовый синто, в котором почитались и общеяпонские и локальные боги; домашний синто с камиданом, то есть с миниатюрным аналогом храмового места священнодействия. Идея божественного происхождения японцев и их государства, которая получила теоретическое обоснование в сложном комплексе понятий «кокутай» (тело государства), привело к укреплению националистических тенденций и освящению милитаризма. Осуществлялась пропаганда («божественной миссии») японцев – «хакко ити у» (весь мир под одной крышей). После поражения Японии во второй мировой войне был осуществлён пересмотр идеи тэноизма. В 1946 году 1 января в новогоднем обращении к народу, император Хирохито отрёкся от божественного происхождения. В стране было отменено «моральное воспитание» в школах, основанное на культе императора. В 1947 году была принята японская конституция, изменившая статус императора. Он объявлялся «символом государства и единства нации»[54]. Однако синто как национальная религия не была кардинально изменена. Сохранили своё значение синтоистские святилища, восстановлены, отменённые конституцией 1947 года, праздники. После смерти императора Хирохито в январе 1989 года комплекс церемоний в ритуале престолонаследия определет система синто. В эту систему вошло Вручение «божественных регалей», государственная и императорская печать, первый приём императором высокопоставленных должностных лиц. По решению правительства вся церемония престолонаследия проводится не только как сугубо религиозная, но и как государственный акт.