Влияние синто на японскую культуру

Населяя весь мир человека богами и духами, японцы особенно почитали и почитают сегодня камни, «каминомити». Они считают, что именно в камнях ощущается воплощение таинственной силы «моноке». Отсюда возникают в Японии сады камней, которые являются объектами религиозного поклонения. Площадка рядом с храмом, или за воротами храма, или в другом месте, не относящегося к храму, засыпанная белой галькой или дроблённым белым камнем, почитается японцами как воплощение божества, место его обитания[55].

Кроме Аматерасу храмы и храмовые комплексы посвящаются другим многочисленным богам. Особо почитается в Японии бог риса Инари, бог моря Сува, священная гора Фудзи и прочее. Один из главных ритуалов синто – это «вкушение императором риса первой в году жатвы и плодов нового урожая». С культом предков связан один из самых красивых праздников Японии, который отмечается с 13 по 15 августа, – Бон мацури, то есть родительский праздник или праздник усопших душ, или праздник фонарей. В эти дни в каждом доме зажигают фонари, чтобы души предков могли найти дорогу к покинутой ими семье. В последний день праздника каждая семья спускает на воду маленькую лодочку с горящим фонариком и с пищей или цветами.

В целом синтоистские праздники связаны с сельскохозяйственным календарём. Популярен обряд подношения в качестве подарка храму риса, рисовых лепёшек, чистой воды.

Существует несколько обрядов очищения японцев. Обряд очищения совершается как в массовом, так и индивидуальном варианте. В массовом очищении верующих обрызгивают водой и осыпают солью. В индивидуальном порядке верующие омывают руки и полощут рот. «Для этого перед входом в святилище имеется большой каменный бассейн с ковшиками. Наиболее истовые верующие совершают омовение, называемое мидзугори, стоя под водопадом или выливая на себя ведро холодной воды»[56]. Следующий обряд очищения представляет собой воздержание, которое распространяется «на душу, тело, слова и действия. Перед участием в культовой церемонии запрещается, например, посещать кладбища или дома, где находится покойник, ухаживать за больными, принимать некоторые виды пищи, играть на музыкальных инструментах, участвовать в судебных процессах. Предписывается не болеть, стараться не причинять себе ранений, не дотрагиваться до предметов, которые считаются нечистыми, по возможности даже не видеть их. Эти запреты соблюдают как священнослужители, так и верующие. Раньше перед более важными церемониями периоды воздержания могли продолжаться около месяца, теперь они сокращены до одного – трёх дней… Ещё один способ очищения называется охараи и обычно проводится священнослужителем, который обмахивает то, что подлежит очищению, слева направо ритуальным предметом хараигуси, разгоняя таким образом злых духов»[57].

Молитва верующих сопровождается денежным пожертвованием. При совершении обряда возлияния проводится совместная трапеза верующих, которые выпивают сакэ и съедают часть съедобных пожертвований, что трактуется как участие в трапезе самого божества. Обрядовая практика синтоизма также предполагает храмовые представления – священные танцы и мистерии.

Синтоистская община в сегодняшней Японии выступает объединяющим началом в жизни квартала городов, поселков, деревень. Праздники, торжественные службы, обрядность, связанная с семейными событиями, расцвечивают повседневную жизнь людей, снимают стрессы, предлагая в качестве высшей ценности гармонию с природой и постоянную духовную связь с божествами и духами предков.

 

Вопросы и задания для повторения:

 

1. Расскажите историю формирования синто.

2. Обоснуйте божественность императорской власти по синтоизму и функции локальных богов пантеона Аматерасу.

3. В чём сущность синкретизма синто и буддизма в Японии.

4. Какова идея тэноизма и её изменения в Японии в разных исторических условиях?

5. Расскажите о влиянии синтоизма на японскую культуру.