Истоки иудаизма

Корни иудаизма уходят в верования древнееврейских скотоводческих племён, кочевавших по Аравийскому полуострову. По преданию, около 1900 года до н. э. Аврааму потомку Ноя явился Господь и внушил ему Завет, который составляет основу иудаизма.

Термин «иудаизм» (на иврите «яаадут») происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, по библейскому преданию самого многочисленного среди всех двенадцати еврейских колен[58]. Своё происхождение из рода Иуды ведёт и царь Давид (конец XI века до н.э. – ок. 977 года до н.э.), при котором Израильско-Иудейское царство в конце XI века до н.э. достигло наивысшего могущества. Это обусловило особое положение иудейского рода в древнееврейском государстве, что в свою очередь позволило использовать термин «иудей» как эквивалентный слову «еврей»[59].

Таким образом, под иудаизмом понимается религия еврейских племён. Она возникла на рубеже II-I тысячелетий до н.э. как комплекс правовых, морально-этических, философских и религиозных норм, определявший на протяжении многих тысячелетий уклад жизни евреев.

Приблизительно во второй половине II тысячелетия до н.э., наряду с процессом разложения родового строя у части еврейских племён, на смену широко распространённой среди народов Древнего Востока космогонической мифологии приходит идея сотворения мира единым Творцом. Библейские патриархи Авраам, Исаак, Иаков начали вести борьбу с политеизмом. Их проповедническая деятельность увенчалась успехом. К моменту вторжения еврейских племён в Ханаан и появления у них первых государственных институтов (II век до н.э.) соотношение между мифологизированным язычеством и новой монотеистической верой склоняется в пользу последней. Племенной союз (завет) с Богом Яхве (Иеговой, Саваофом) нашёл своё выражение в десяти заповедях, дарованных на двух скрижалях пророку Моисею на Синайской горе. Заповеди представляют собой религиозно-правовые и морально-этические нормы для обязательного соблюдения евреями: 1. да не будет у тебя других богов пред лицеем Моим; 2. Не делай себе кумира… на земле… в воде… ибо Я Господь, Бог твой; 3. Не произноси имени Господа Бога в суе; 4. Помни день субботний, чтобы святить его…; 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой даёт тебе; 6. Не убивай; 7. Не прелюбодействуй; 8. Не кради; 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; 10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего[60].

Первоначально Яхве не имел храмов. Для него возводился шатёр (скиния), где размещался ковчег завета, символизирующий земное местонахождение Бога. С образованием централизованного Израильско-Иудейского государства при царе Давиде в 1004 году до н.э. ковчег завета был перенесён в Иерусалим. В 945 году до н.э. сын Давида царь Соломон (965-928 год до н.э.) возвёл царский дворец и храм в честь Яхве. Храм обслуживался сословием священников (коханим) и их помощников (левитов), которые вместе с царской знатью составили господствующую верхушку утвердившегося в Ханаане рабовладельческого строя. После отделения в конце X века до н.э. от Иудейского царства с культовым центром в Иерусалиме Израильского (северного) царства появляются новые места отправления культа Яхве. Однако многобожие у евреев просуществовало ещё несколько столетий. Об этом свидетельствует указ царя Иосии (ок. 639-608 годы до н.э.), датированного 622 годом, об отмене культов всех других богов, кроме культа Яхве[61].

Иудаизм как монотеистическая религия окончательно утвердился вместо язычества в качестве господствующей религиозной идеи в эпоху Вавилонского плена (VI в. до н. э.). После захвата в 586 году до н.э. Самарии и Иудеи войсками царя Вавилонии Навуходоносора (605-562 годы до н.э.) начинается рассеивание евреев по другим странам, где возникают еврейские диаспоры. Самая крупная диаспора находилась в Вавилонии. Там в результате соприкосновения евреев с зороастрийской культурой в иудаизм были привнесены вера в мифы об ангелах и сатане, в загробное царство, бессмертие души. Одновременно в годы вавилонского пленения усилилось стремление к освобождению у евреев. Иудаизм стал идейной мотивацией к восстановлению государственной самостоятельности, принявший форму движения к возврату на землю обетованную с целью воссоздания иерусалимского храма.

Таким образом, монотеизм помогал евреям сохраниться в качестве религиозно-этнического единства, служил их объединению. Этому же служил иудейский жреческий закон, установленный в 444 году до н. э., запрещавший евреям вступать в родство с представителями других народов. В результате произошло отделение иудеев от самаритян[62]. Ортодоксальный иудаизм до сих пор традиционно не признаёт законности смешанных браков.