Формирование Танах. Основные идеи иудаизма

Монотеизм и этническая замкнутость иудаизма в значительной степени обусловили идею богоизбранности еврейского народа. Эта идея получила развитие в учении о Мессии[63], раскрытая в Танах.

Танах – Священное Писание иудеев, название которого представляет собой аббревиатуру входящих в него книг: Тора (Учение), состоящее из пяти книг пророка Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, созданные в IX – VII веках до н. э. и получившие окончательную редакцию в V веке до н. э.). Тора может быть самостоятельным Священным Писанием (Пятикнижием Моисея). Все экземпляры Торы с древности и до наших дней пишут вручную на коже и хранят в синагогах в особых шкафах. Раввины во всех странах мира целуют Тору перед началом богослужения; Нэвиим (Пророки), состоящего из 21 книги религиозно-политического и историко-хронологического характера; Кэтувим или Хэтувим (Писания) – 13 книг разного религиозного жанра. Другими словами в Танах входят все 39 канонических ветхозаветных книг, включая Тору, 4 книги Царств, 2 книги Паралипоменон, книги больших и малых пророков. Цифра 39 обусловлена количеством букв в еврейском алфавите (иврит).

Процесс формирования Танах был постепенным. Существовало множество теософских школ, где писались священные тексты, вырабатывались основные принципы будущего Танах. Например, известна теософская школа рабби Симлай (III век н.э.), утверждавшая, что иудаизм насчитывает 613 догматов. В XII-XIII веках н.э. было популярным учение раввина[64] из Египта М. Маймонида (1135 или 1138 – 1204 годы), разработавшего 13 принципов веры еврейской религии. Начиная с 1947 года в пещерах на берегу Мёртвого моря, было найдено множество рукописей. Основная их часть происходила из пещер Кумрана. Эти рукописи представляют собой собрания законов, уставы, мессинаскую литературу и библейские комментарии небольшой группы еврейской кумранской общины, датированных примерно с 134 года до н.э. по 68 год н.э. Кроме документов, найденных в Кумране, до нашего времени дошли многочисленные библейские манускрипты, различные апокрифические и псевдоэпиграфические сочинения и прочее[65]. Одновременно существовали философские течения, утверждавшие, что в иудаизме вообще нет догматики[66]. Однако еврейская догматика развивалась. Самая древняя часть Ветхого завета датируется X веком до н.э. Работа по составлению канонизированного варианта Танаха была завершена примерно в III – II веках до н.э.

Первоначально в религии древних евреев мессиями были первые цари, божьи помазанники Саул, Давид и Соломон. После распада царства и завоевания Израиля Ассирией, а Иудеи – Вавилонией, Машиах стал восприниматься как справедливый судья, над которым «почиет Дух Господень, Дух премудрости и разума» и «который будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине»[67]. После освобождения евреев из вавилонского плена персидским царём Киром, в возрождённом иудейском государстве возникло представление о царе Кире как об ожидаемом Машиахе. Вначале считалось, что его приход уже состоялся в лице царя Кира. Однако жёсткая власть, притеснение простого народа и давление со стороны персидских чиновников, способствовали укреплению идеи, что Машиах всё-таки ещё не пришёл на землю. Более того, Машиахом был как бы сам иудейский народ. А его страдания стали знаком его богоизбранности.

Таким образом, в иудаизме существует три идеи. Первая и центральная идея (доктрина) заключается в вере в единого, вечного, вездесущего, всемогущего, безграничного и бестелесного Бога. На земле адекватен образу Бога человеческий разум, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву, а божья воля открывается человеку через Танах.

Вторая идея составляет утверждение богоизбранности народа Израиля. Несмотря на то, что иудаизм поставил своей целью признание Бога всем человечеством, он всегда осуждал и противостоял ассимиляции евреев, превращаясь в национальную религию одного народа. Этническая замкнутость иудаизма стала фактором его жизнестойкости, поскольку он не просто призывал евреев к монотеизму, но выделял их из всех других народов, определял евреев как Богом избранный народ.

Третья идея – мессианизм вытекает из второй. Богом избранный народ определялся как народ-мессия, призванный осуществить цивилизаторскую миссию на земле с целью установления царства мира и справедливости.