Талмуд и его история создания

В первые века н.э. поражением евреев в Иудейской войне (66-73 годы н.э.) и подавлением антиримского восстания Бар-Кохбы в 135 году была спровоцирована массовая депортация иудеев из Палестины. Это расширило географическую зону иудаизма. Объединяющим общественно-религиозным фактором иудейской диаспоры на чужих территориях была синагога. Она являлась молельным домом, местом проведения народных собраний для решения политических и гражданско-правовых вопросов. Одним из самых авторитетных древних авторов Талмуда (Учение) был раввин Палестины Иегуда га-Наси (на рубеже II - III веков н. э.). Он обобщил многочисленные комментарии законоучителей к Торе и создал сборник правовых норм под названием Мишна (Повторение). В Мишну вошли свод нормативных актов Галаха (Закон) и Агада (Предание). Она представляла собой собрание рассказов и притч, поясняющих фрагменты из Танаха и Галахи. В IV – V веках н. э аммораи (толкователи) создали комментарий к самой Мишне и добавили к ней новые законодательные положения. Этот труд получил название Гемара (Завершение). Гемара и Мишна вместе составили Талмуд, который и сегодня остаётся основой иудейского вероисповедания, образуя так называемый талмудический иудаизм. Талмуд бывает иерусалимский, созданный в Палестине, и вавилонский, созданный в диаспоре.

Талмуд стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев. Но со временем многие его предписания перестали действовать по причине либо их архаичности (отмена закона о жертвоприношениях), либо в силу вытеснения законодательными актами тех стран, где жили евреи. Так, начиная со средних веков и до наших дней, большинство евреев соблюдают лишь один из разделов талмудического права, касающийся религиозных праздников (Моэд).