История рождения буддизма, его ассимиляция с местными культурами

 

История рождения Буддизма.Буддизм – самая древняя из мировых религий. Он старше христианства более чем на 500 лет, а ислама – более чем на 12 столетий. Буддизм сформировался в VI-V веках. до н. э. в Индии. В основе его лежит философско-религиозное учение о жизни и человеке в ней. Основателем учения является наследный принц из царского рода Шакьев или Сакьев Сидхартха Гаутама (совершенный во всем).

История буддизма начинается с рождения Будды. В настоящее время известны 5 биографий Будды. Они были написаны в текстах Палийского канона, излагающего основные положения буддийской доктрины. В нем даны лишь отдельные эпизоды из жизни Будды. Позднее его биография была красочно изложена в популярных жизнеописаниях под названием «Лалитавистары» и «Махавасту». Несмотря на разночтения в датировании жизни Сидхартха Гаутамы, принято считать, что Гаутама жил примерно в VI-V веках. Поэтому и буддизм возник именно в это время. В биографиях рассказывается, что отцом принца Сидхартха был царь Судходана (царь закона и управлял по закону), а матерью – жена царя Майя, прозванная так за красоту (буквально «призрак», «иллюзия»). Мудрыми старцами было предсказано, что Сидхартху ожидало необыкновенное будущее не связанное с преемственностью на царский трон отца Судходана. Отец же желал его в качестве преемника на царский трон. 29 лет царю удавалось оберегать сына от знаний о трудном испытании жизнью. 29 лет Сидхартха жил беспечно в своих дворцах среди множества жен и роскоши. Но как-то он вышел на прогулку за пределы дворцов и встретился с немощным стариком, больным проказой человеком и похоронным шествием. Эти встречи его сильно потрясли и огорчили. Гаутама покинул царский дворец и отправился искать путь избавления человечества от страданий. Он осуществил семь духовных поисков в лесу Урувела. Там на него снизошло озарение («бодхи»), которое раскрыло причины человеческих страданий, а также пути избавления от них. Гаутама как бы просветлел, понял главный смысл жизни, но был не в состоянии двинуться с места и несколько дней просидел под священным деревом. Этим воспользовался злой дух Мара, который стал искушать Гаутаму, призывая его не возвещать истины людям, а прямо погрузиться в нирвану. Но Гаутама стойко вынес все искушения и продолжил свой великий


[1] Веды (букв. знание) – памятники древнеиндийской литературы конца II – начала I тысячелетия до н. э.

[2] Санскрит (букв. очищенный, обработанный) – один из основных древнеиндийских языков, отличавшийся строго нормализованной и унифицированной грамматикой. Основателем его является учёный-брахман Панини, живший в V – IV вв. до н. э.

[3] См.: Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Индии: Лекция. - М.: Издание МГУКИ. 2005. 34 с. С. 6-9; Кармин А.С. Религия как форма культуры // Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. – М.: СПб.: Нижний Новгород: Воронеж: Ростов-на-Дону: Екатеринбург: Самара: Новосибирск: Киев: Харьков: Минск: Издание «Питер». 2006. – С. 80-82.

[4] Сансара (санскрит) – блуждание, переход, перевоплощение души или личности.

[5] Карма (санскрит) – деяние, поступок.

[6] См.: Романов И.Н. Указ. соч. С. 9-16; Кармин А.С. Указ. соч.; Бэшэм А. Чудо, которым была Индия. М., 1972. С. 28.

[7] Джина означает «победитель»; Махавира – «великий герой».

[8] Дигамбары переводятся – одетые светом, одетые в страны света, одетые пространством.

[9] Шветамбары – переводятся – одетые в белое.

[10] См.: Немировская Л.З. Философия / Учебное пособие. М., 1996. С. 18-23; Железнова Н.А. Введение в этическую проблематику Ачаранги-сутры // Вестник Московского университета, серия 7, философия, 1994. № 4. С. 43-57; Радхаккришнана Р. Индийская философия. Т. 1. М., 1956. С. 275; Романов И.Н. Указ. соч. С. 22-26; Материалы сайта http://www.cooldoclad.narod.ru/

[11] Гупты – династия правителей Индийской империи основанной Чандрагуптой примерно в 320 году.

[12] См.: Романов И.Н. Указ. Соч. С. 3-28.

[13] Сикхизм происходит от слова шишья (санскрит) – ученик.

[14] Цит. по: Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. Краткий курс. М.; СПб.; Нижний Новгород; Воронеж; Ростов-на-Дону; Екатеринбург; Самара; Новосибирск; Киев; Харьков; Минск, 2006. С. 90.

[15] См.: Романов И.Н. Указ. Соч. С. 26; Романов И.Н. Приложение № 3: Нанак – основоположник философии сикхизма // Романов И.Н. Указ. Соч. С. 34.

[16] Аннексия (от лат. Annexio – присоединение) – вид агрессии, насильственное присоединение, захват территории.

[17] См.: Религии древнего Китая // http://www.uglc.ru/china-history/religion.htm

[18] Подробнее см.: Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая: Лекция. – М.: МГУКИ, 2004. – 27 с. С. 3-7.

[19] См.: Там же. С. 3.

[20] См.: Религии древнего Китая // http://www.uglc.ru/china-history/religion.htm

[21] Даосизм происходит от слова дао – путь, закономерность, учение, правда.

[22] Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 13.

[23] См.: Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., 1996. С. 3-7.

[24] «Дао дэ цзин» переводится «Канон Пути и благодати».

[25] «Дао дэ цзя» переводится как «Школа пути и благодати»; см.: Романов И.Н. Приложение 1: Категории древнекитайской философии //Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 26.

[26] «Удоуми дао» переводится как «Путь пяти мер риса».

[27] «Тайпин дао» переводится как «Путь великого спокойствия».

[28] Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 19.

[29] См.: Архитектура Китая – поиск – http://www.mail.ru - фото Китая: храм Неба. Пекин; Крыша и луна. Храм Белого Облака; Ушко колокола в виде дракона; Пагода. Пекин.

 

[30] См.: http://waylove.ru/ezoterika/daosizm_istoriya_daosizma.html/ 2p.

[31] См.: Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 15-16.

[32] Там же. С. 16.

[33] См.: Торчинов Е.А. Указ. соч. 12-17.

[34] Подробнее см.: Антология даосской философии /Сост. В.В. Малявин, Б.Б. Виногродский. М., 1994; Лу Куань Юй. Даосская йога, алхимия и бессмертие. СПб., 1993; Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао де цзин». СПб., 1999; Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 13-19.

[35] Романов И.Н. Там же.. С. 13.

[36] Там же. С. 5-7.

[37] Там же. С. 7.

[38] Подробнее см.: Конфуцианство. Библиотека электронной бесплатной книги «Философия Востока» // http://www.vostokbook.ru/index.pxp/ Ч. 1. 4p.

[39] См.: Там же. P. 2.

[40] Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 7-8.

[41] См.: Там же. С. 8.

[42] Цит. по: Конфуцианство. Библиотека электронной бесплатной книги… P. 3.

[43] Там же.

[44] См.: Там же.

[45] Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 9.

[46] См.: Навлицкая Г.Б. Синто // Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высшая школа. 1994. – С. 101-107.

[47] См.: Навлицкая Г.Б. Указ. соч. С. 101-102.

[48] Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение: Религия как форма духовной культуры… С. 98.

[49] См.: Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции Японии: Лекции. – М.: МГУКИ, 2006. – 21 с. С. 5.

[50] Там же. С. 18.

[51] Там же.

[52] Ямато – племенной союз в Японии, сформированный в III-IV веках. На его базе зародилось японское феодальное государство.

[53] См.: Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции Японии… С. 5-7.

[54] См.: Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции Японии… С. 19

[55] Подробнее см.: Японии в картинках – поиск - http://www.mail.ru - Картинки – Развлечения – Портал развлечений: Деревья Бонсай из Японии (17 фото); японский парк цветов Ашкага (32 фото) – общий план.

 

[56] Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции Японии… С. 13.

[57] Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции Японии… С. 14.

[58] См.: Числа. 1:27.

[59] Крылов А.В. Иудаизм // Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. – Изд. 5-е: перераб. и доп. – М.: Высшая школа. 2006. 567 с. С. 107.

[60] См.: Исход. 20: 3-17.

[61] См.: Крылов А.В. Указ. соч. С. 109.

[62] Самаритянами называли последователей иудаизма, ассимилировавшихся во время вавилонского пленения.

[63] Мессия происходит от еврейского слова «машиах», которое переводится как «помазанник», то есть существо, наделённое Бог божественной силой. На греческом языке мессия звучит как «Христос».

[64] Раввин (от древнееврейского рабби – мой учитель) – в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа.

[65] Подробнее см.: Шиффман Л. От текста к традиции // http://www.jhistory.nfurman.com/code/shif01.htm. P. 1-10.

[66] Догматика происходит от греческого слова «dogma» - мнение, учение, постановление. Догматика – это система, утверждённых высшей церковной инстанцией, положений, непреложных истин, не подлежащих критике и действующих вечно.

[67] Иезек. 30:3.