рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Индуизм, его направления, течения

Индуизм, его направления, течения - раздел Религия, Ведическая религиозная культура Индуизм Пришёл В Индию На Смену Брахманизму, Начиная Со Ii В. До Н. Э. В Iv-V...

Индуизм пришёл в Индию на смену брахманизму, начиная со II в. до н. э. В IV-VI веках новой эры в эпоху Гуптов[11] индуизм развился в мощное религиозное движение, которое имело чрезвычайно широкую культурную и этническую базу. Несмотря на удары, нанесённые индуизму мусульманским нашествием и соперничавшим с ним буддизмом, он выстоял и одержал над ними внушительную победу, став господствующей государственной религией в Индии. Он является преемником брахманизма и ведической религии. Религиозно-мифологические воззрения жителей протоиндийских городов и ведийских Ариев составили тот глубокий и прочный фундамент, на котором выстроилось всё грандиозное здание индуизма, его мировоззренческая система. Самый нижний пласт образуют древнейшие верования и племенные культы, магические и шаманистические представления. Подавляющее большинство этих верований, культов божеств в трансформированном виде дожило до наших дней.

Например, культ предков и сейчас занимает в индуизме одно из ведущих мест. С погребальными обрядами связана идея перевоплощения, являющаяся одним из основных догматов вероучения. Шаманские культы трансформировались в некоторые индуистские направления (шиваизм, тантризм). Магия была и остаётся одной из самых существенных частей индуизма в обрядах, связанных с повседневными житейскими нуждами, а также в экстренных случаях (неурожай, эпидемия, голод, засуха, пожар, падёж скота и пр.), когда индусы обращаются к магическим средствам воздействия на природу. Связь с ведической религией определяется также том, что образ Пуруши прочно вошёл в индуизм и был подхвачен упанишадами, религиозно-философскими системами. Осталась существовать в индуизме и кардинальная идея ведического мировоззрения, а именно подчинённость людей, богов и всего мира вселенской безличной силе. С наибольшей полнотой она выразилась в идее кармы и прочее.

Индуистский стандарт поведения был сопряжён с четырьмя стадиями жизни: ученика, домохозяина, отшельника и аскета. Этот стандарт традиционно относится к консервативным сторонам жизни человека и составляет одну из самобытных и ярких черт индуизма. С четырьмя стадиями жизни соотносятся четыре жизненные цели или принципа: дхарма (нравственный долг), артха (деятельность, направленная на достижение материального благополучия), кама (любовь, наслаждение), мокша (духовное освобождение от уз бытия). Для каждого периода жизни предлагалась не только особая программа поведения и установка деятельности, но и предпочтительный круг чтения. Ученики должны читать веды, домохозяева – брахманы, отшельники – араньяки, аскеты – упанишады. Переход от одного образа жизни к другому отмечался особыми обрядами. Важнейшим среди них был обряд посвящения (упанаяна) индуса, вступающего в социально активную фазу жизни.

Ритуалистический характер отмечал весь стиль жизни индуса в традиционном обществе. Ритуал был важнейшим способом включения человека в социум. Он также являлся одним из действенных способов социокультурной регуляции поведения, эмоционально и психорегулирующим механизмом. В густую сеть ритуалов индус попадал ещё до своего рождения, а освобождался от неё далеко не сразу после своей физиологической смерти. Рождение и смерть в индуизме не рассматривались как пределы индивидуального бытия. Согласно индуистским установлениям правильный рост и формирование человека являются не столько физиологическим, сколько мистическим процессом, который требует постоянного освящения. Постоянное освящение достигалось через систему сансар – ритуалов жизненного цикла. Смысл и значение сансар также унаследованы индусами из идеи древнеиндийских текстов, в которых человек представляется жертвенным сосудом, его жизнь – замкнутым циклом жертвоприношений, а сансары играют роль очистительных действий перед последним жертвоприношением – смертью. Истинное знание этапов человеческой жизни и обязательное следование предписанным поведенческим нормам рассматривалось как гарантированный путь к высшей цели – разрыву цепей бесконечных рождений и смертей.

Специфика восприятия человека в индуизме состоит в том, что он рассматривается не как обособленная индивидуальность, а как особая форма бытования мыслящего существа в земном мире. Эта форма подчиняется общим иерархическим законам, вследствие которых она возникает, развивается и прекращает своё существование в результате действий, совершаемых в правильной последовательности и надлежащим образом. Подобное восприятие человека и определило конкретные эстетические принципы в индуизме. В общих чертах они представляют собой следующее. Индус от рождения имеет карму в виде некого его энергетического потенциала и предназначения как члена своей семьи, рода, касты, селения, страны. Следовать своему предназначению является религиозным долгом индуса, то есть дхармой. Чтобы исполнить свой долг наилучшим образом, он обязан следовать существующему ритуальному сценарию и правилам поведения.

Будучи многообразным, в своих религиозно-мировоззренческих позициях и культовой практике, индуизм является объединяющим фактором разных религиозных систем, которые связаны общим происхождением и некоторыми общими принципами. В индуизме нет центральной единой доктрины. Он лоялен в выборе объекта культа. В индуизме не существует ересей, единой централизованной организации, обязательного для всех последователей вероучения и норм общезначимого ритуала. Религиозное мировоззрение в индуизме переплетается с образно-чувственным видением мира, воплощается в архитектуре, танце, пении, музыке. Здесь танец, музыка, скульптура и есть мировоззрение. В качестве же общих священных книг индуизма признаются эпические произведения «Махабхарата» и «Рамаяна». Они уникальны во многих отношениях и почитаются в Индии как священные книги. Этот эпос в значительной степени способствовал оформлению национальной культурной традиции. Не без его влияния происходило дальнейшее развитие религиозно-философских принципов и идеалов индуизма. В состав «Махабхараты» включена «Бхагавадгита» - ключевой текст индуизма, который впервые внёс в индуизм тему любви как главного связующего звена между богом и его адептом.

Индуизм пронизывает все стороны жизни верующих – от социальных до самых интимных сфер. Он больше чем религия – это образ жизни.

Индуизм популяризировал брахманизм, придал ему мифологическую форму и создал новый пантеон, который вытеснил ведических богов на периферию религиозного сознания. На первый план вышли новые божества. В индуизме сформировалась идея Тримурти – триады богов. Её составляют божества Брахма, Вишну и Шива. Каждое из этих божеств олицетворяет одну из космических сил. Брахма является творцом мира, Вишну охраняет этот мир, а Шива в конце каждого космического цикла разрушает его. Страшному, разрушительному, внушающему ужас образу Шивы соответствует образ его супруги богини Кали (или Дурги, Парвати), которая, повелевая демонами, насылает несчастья, болезни, катастрофы. Кали является объектом массового культа в большей части Индии, предметом почитания миллионов индийских женщин в особенности. Наиболее распространённым и почитаемым символом единства Шивы и его женской половины является абстрактное скульптурное изображение первопричины их энергетического могущества – их половых признаков: йонилингама и ардханари. Это направление в индуизме называется шиваизмом. В другом направлении, вишнуизме почитается хранитель мирового порядка бог Вишну. Он является в мир в различных воплощениях. Один из наиболее почитаемых воплощений – это образ героя индийского эпоса, праведного царя – победителя демона Рама. Другое известное воплощение бога Вишну в образе бога-защитника Кришны. Популярность его в новое и новейшее время объясняется личностным, интимным, эмоциональным, персонифицированным характером его образа и культа[12]. Благодаря популярности бога Кришны в индуизме появилось направление кришнаизм. В основе этого направления лежит идея любви к богу, которая не нуждается в традиционном культе и отрицает роль касты. Кришнаизм стал своеобразным процессом реформации в Индии, который породил сикхизм.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ведическая религиозная культура

Глава ii традиции и обрядность духовной культуры китая.. древние свидетельства религиозных верований китая даосизм важная категория.. в xiv веке до н э сложилось одно из первых государств китая шан годы до н э оно было заво вано в этот..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Индуизм, его направления, течения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ведическая религиозная культура
  В середине II тысячелетия до н. э. в Индию вторглись воинственные, иранского происхождения, кочевые племена арьев и осели на её территории. С приходом этих племён связано возникнове

Об идее социального неравенства
  Религиозное течение брахманизм формируется с VIII до II века до н. э. и связан в основном с поздневедической литературой. Брахманизм может рассматриваться как ранняя стадия индуизма

Джайнизм как политеистическая религия Индии
Основателем джайнизма был выходец из семьи кшатриев Вардхамана. В касте кшатриев (князей, военачальников, чиновников) появилось недовольство господством касты брахманов, присвоившим исключительное

Сикхизм как самая молодая национальная религия Индии
  Сикхизм[13] возник в XV веке н.э. в эпоху империи Великих Моголов с центром в Дели. Правящая верхушка этой империи состояла из последователей исламского суфизма. А народ на северо-з

Древние свидетельства религиозных верований Китая
  Как показывают археологические исследования, уже 100-50 тысяч лет назад у предков китайцев стало зарождаться религиозное самосознание. В ходе раскопок горной пещеры Джоукоу дянь, ра

Даосизм как важная категория китайской философии и культуры
  В качестве религиозно-философской системы даосизм[21] зародился в VI-V веках до н.э. Он стал одной из трёх главных религий Китая и вошёл в Сань-цзяо («духовное учение») как основная

Религиозно-мировоззренческая система конфуцианства
  Почти одновременно с даосизмом появилась в Китае новая, одна из господствующих религий страны – конфуцианство. Европейцы открыли для себя конфуцианское учение, восприняв его в качес

Формирование синто
Термин «Синто» появился в Японии в средневековье, имеет китайское происхождение. Он означает «путь богов». Мифологическая традиция, отражённая в первых японских письменных памятниках, показывает сл

Синкретизация
  Примерно в это же время в Японии распространялись конфуцианство и буддизм. Конфуцианские идеи культа Неба были особенно восприняты в среде царской элиты и её аристократического окру

Тэнноизм
  Термин «тэнно» (небесный государь) означает титул японского государя. Происходившим от него словом «теноизм» называется процесс усиления культа императора и авторитета святилища Исэ

Влияние синто на японскую культуру
Населяя весь мир человека богами и духами, японцы особенно почитали и почитают сегодня камни, «каминомити». Они считают, что именно в камнях ощущается воплощение таинственной силы «моноке». Отсюда

Истоки иудаизма
Корни иудаизма уходят в верования древнееврейских скотоводческих племён, кочевавших по Аравийскому полуострову. По преданию, около 1900 года до н. э. Аврааму потомку Ноя явился Господь и внушил ему

Формирование Танах. Основные идеи иудаизма
Монотеизм и этническая замкнутость иудаизма в значительной степени обусловили идею богоизбранности еврейского народа. Эта идея получила развитие в учении о Мессии[63], раскрытая в Танах.

Талмуд и его история создания
В первые века н.э. поражением евреев в Иудейской войне (66-73 годы н.э.) и подавлением антиримского восстания Бар-Кохбы в 135 году была спровоцирована массовая депортация иудеев из Палестины. Это р

Религиозная практика иудаизма и современность
  Поскольку Бог в иудаизме бестелесный, то Он не имеет никаких изображений. Как известно, общепринятое имя ему – Яхве. Однако современный иудаизм утверждает, что имя Бога на самом дел

История рождения буддизма, его ассимиляция с местными культурами
  История рождения Буддизма.Буддизм – самая древняя из мировых религий. Он старше христианства более чем на 500 лет, а ислама – более чем на 12 столетий. Буддизм сфор

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги