Индуизм, его направления, течения

Индуизм пришёл в Индию на смену брахманизму, начиная со II в. до н. э. В IV-VI веках новой эры в эпоху Гуптов[11] индуизм развился в мощное религиозное движение, которое имело чрезвычайно широкую культурную и этническую базу. Несмотря на удары, нанесённые индуизму мусульманским нашествием и соперничавшим с ним буддизмом, он выстоял и одержал над ними внушительную победу, став господствующей государственной религией в Индии. Он является преемником брахманизма и ведической религии. Религиозно-мифологические воззрения жителей протоиндийских городов и ведийских Ариев составили тот глубокий и прочный фундамент, на котором выстроилось всё грандиозное здание индуизма, его мировоззренческая система. Самый нижний пласт образуют древнейшие верования и племенные культы, магические и шаманистические представления. Подавляющее большинство этих верований, культов божеств в трансформированном виде дожило до наших дней.

Например, культ предков и сейчас занимает в индуизме одно из ведущих мест. С погребальными обрядами связана идея перевоплощения, являющаяся одним из основных догматов вероучения. Шаманские культы трансформировались в некоторые индуистские направления (шиваизм, тантризм). Магия была и остаётся одной из самых существенных частей индуизма в обрядах, связанных с повседневными житейскими нуждами, а также в экстренных случаях (неурожай, эпидемия, голод, засуха, пожар, падёж скота и пр.), когда индусы обращаются к магическим средствам воздействия на природу. Связь с ведической религией определяется также том, что образ Пуруши прочно вошёл в индуизм и был подхвачен упанишадами, религиозно-философскими системами. Осталась существовать в индуизме и кардинальная идея ведического мировоззрения, а именно подчинённость людей, богов и всего мира вселенской безличной силе. С наибольшей полнотой она выразилась в идее кармы и прочее.

Индуистский стандарт поведения был сопряжён с четырьмя стадиями жизни: ученика, домохозяина, отшельника и аскета. Этот стандарт традиционно относится к консервативным сторонам жизни человека и составляет одну из самобытных и ярких черт индуизма. С четырьмя стадиями жизни соотносятся четыре жизненные цели или принципа: дхарма (нравственный долг), артха (деятельность, направленная на достижение материального благополучия), кама (любовь, наслаждение), мокша (духовное освобождение от уз бытия). Для каждого периода жизни предлагалась не только особая программа поведения и установка деятельности, но и предпочтительный круг чтения. Ученики должны читать веды, домохозяева – брахманы, отшельники – араньяки, аскеты – упанишады. Переход от одного образа жизни к другому отмечался особыми обрядами. Важнейшим среди них был обряд посвящения (упанаяна) индуса, вступающего в социально активную фазу жизни.

Ритуалистический характер отмечал весь стиль жизни индуса в традиционном обществе. Ритуал был важнейшим способом включения человека в социум. Он также являлся одним из действенных способов социокультурной регуляции поведения, эмоционально и психорегулирующим механизмом. В густую сеть ритуалов индус попадал ещё до своего рождения, а освобождался от неё далеко не сразу после своей физиологической смерти. Рождение и смерть в индуизме не рассматривались как пределы индивидуального бытия. Согласно индуистским установлениям правильный рост и формирование человека являются не столько физиологическим, сколько мистическим процессом, который требует постоянного освящения. Постоянное освящение достигалось через систему сансар – ритуалов жизненного цикла. Смысл и значение сансар также унаследованы индусами из идеи древнеиндийских текстов, в которых человек представляется жертвенным сосудом, его жизнь – замкнутым циклом жертвоприношений, а сансары играют роль очистительных действий перед последним жертвоприношением – смертью. Истинное знание этапов человеческой жизни и обязательное следование предписанным поведенческим нормам рассматривалось как гарантированный путь к высшей цели – разрыву цепей бесконечных рождений и смертей.

Специфика восприятия человека в индуизме состоит в том, что он рассматривается не как обособленная индивидуальность, а как особая форма бытования мыслящего существа в земном мире. Эта форма подчиняется общим иерархическим законам, вследствие которых она возникает, развивается и прекращает своё существование в результате действий, совершаемых в правильной последовательности и надлежащим образом. Подобное восприятие человека и определило конкретные эстетические принципы в индуизме. В общих чертах они представляют собой следующее. Индус от рождения имеет карму в виде некого его энергетического потенциала и предназначения как члена своей семьи, рода, касты, селения, страны. Следовать своему предназначению является религиозным долгом индуса, то есть дхармой. Чтобы исполнить свой долг наилучшим образом, он обязан следовать существующему ритуальному сценарию и правилам поведения.

Будучи многообразным, в своих религиозно-мировоззренческих позициях и культовой практике, индуизм является объединяющим фактором разных религиозных систем, которые связаны общим происхождением и некоторыми общими принципами. В индуизме нет центральной единой доктрины. Он лоялен в выборе объекта культа. В индуизме не существует ересей, единой централизованной организации, обязательного для всех последователей вероучения и норм общезначимого ритуала. Религиозное мировоззрение в индуизме переплетается с образно-чувственным видением мира, воплощается в архитектуре, танце, пении, музыке. Здесь танец, музыка, скульптура и есть мировоззрение. В качестве же общих священных книг индуизма признаются эпические произведения «Махабхарата» и «Рамаяна». Они уникальны во многих отношениях и почитаются в Индии как священные книги. Этот эпос в значительной степени способствовал оформлению национальной культурной традиции. Не без его влияния происходило дальнейшее развитие религиозно-философских принципов и идеалов индуизма. В состав «Махабхараты» включена «Бхагавадгита» - ключевой текст индуизма, который впервые внёс в индуизм тему любви как главного связующего звена между богом и его адептом.

Индуизм пронизывает все стороны жизни верующих – от социальных до самых интимных сфер. Он больше чем религия – это образ жизни.

Индуизм популяризировал брахманизм, придал ему мифологическую форму и создал новый пантеон, который вытеснил ведических богов на периферию религиозного сознания. На первый план вышли новые божества. В индуизме сформировалась идея Тримурти – триады богов. Её составляют божества Брахма, Вишну и Шива. Каждое из этих божеств олицетворяет одну из космических сил. Брахма является творцом мира, Вишну охраняет этот мир, а Шива в конце каждого космического цикла разрушает его. Страшному, разрушительному, внушающему ужас образу Шивы соответствует образ его супруги богини Кали (или Дурги, Парвати), которая, повелевая демонами, насылает несчастья, болезни, катастрофы. Кали является объектом массового культа в большей части Индии, предметом почитания миллионов индийских женщин в особенности. Наиболее распространённым и почитаемым символом единства Шивы и его женской половины является абстрактное скульптурное изображение первопричины их энергетического могущества – их половых признаков: йонилингама и ардханари. Это направление в индуизме называется шиваизмом. В другом направлении, вишнуизме почитается хранитель мирового порядка бог Вишну. Он является в мир в различных воплощениях. Один из наиболее почитаемых воплощений – это образ героя индийского эпоса, праведного царя – победителя демона Рама. Другое известное воплощение бога Вишну в образе бога-защитника Кришны. Популярность его в новое и новейшее время объясняется личностным, интимным, эмоциональным, персонифицированным характером его образа и культа[12]. Благодаря популярности бога Кришны в индуизме появилось направление кришнаизм. В основе этого направления лежит идея любви к богу, которая не нуждается в традиционном культе и отрицает роль касты. Кришнаизм стал своеобразным процессом реформации в Индии, который породил сикхизм.