Религиозно-мировоззренческая система конфуцианства

 

Почти одновременно с даосизмом появилась в Китае новая, одна из господствующих религий страны – конфуцианство. Европейцы открыли для себя конфуцианское учение, восприняв его в качестве образца просвещённой мысли, в эпоху европейского Просвещения[36].

Основателем этой религии стал видный сановник в княжестве Лу, проповедник Кун Цзы, известный в европейской транскрипции как Конфуций (Учитель Кун). Согласно традиции его годы жизни проходили с 551 по 479 год до н.э. В связи с этим принято считать, что конфуцианство возникло на рубеже VI – V веков до н. э, когда «чжоуский Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса.… Разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицах гибла родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-планового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа – всё это вызывало резкую критику ревнителей старины»[37]. Среди ревнителей старины был и великий Конфуций, создавший свой идеал совершенного человека, воплощавшего в себе совокупность совершенств (скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям, обладание чувством долга). Став критиком своего времени, Конфуций приписывал совокупность высокоморальных качеств древним людям и считал, что его современники очень отдалились от этого нравственного идеала.

Однако конфуцианство как религиозно-мировоззренческая система начала складываться, благодаря ученикам и последователям Конфуция, в более позднее время, в Ханьскую эпоху (206 год до н.э. – 220 год н.э.).

Философия Конфуция и школа, ведущая от него своё происхождение, коренным образом отличаются от философской системы Лао Цзы.

Классические конфуцианские книги распадаются на «Пятикнижие» - «У-цзин» и Четверокнижие» - «Сы-шу». Эти книги далеко не все могут считаться религиозными. Некоторые из них не имеют никакого отношения к религии.

«Пятикнижие», являвшееся и сегодня основным каноном конфуцианской религии, состоит из следующих пяти древнейших книг. Первая книга «И-цзин» - «Книга перемен» представляет собой сборник магических формул и заклинаний. Вторая книга «Шу-цзин» - «Древняя история» повествует об истории легендарных императоров Китая. Третья книга «Ши-цзин» - «Книга песнопений» составлена в виде сборника древней поэзии, отчасти космологического и мифологического содержания. В последних четырёх частях этого сборника помещены чисто религиозные гимны, исполнявшиеся в связи с религиозными обрядами и жертвоприношениями. Четвёртая книга «Ли-цзи» - «Книга церемоний» содержит описания многочисленных обрядовых церемоний, которые далеко не все имеют религиозное значение. Пятая книга «Чун-цю» - «Книга весны и осени» очень кратко без религиозных элементов излагает хронику одного из китайских княжеств.

Не более религиозно и «Четверокнижие» конфуцианства. Первая книга, входившая в «Сы-шу», называется «Дао-сюе» - «Великое учение». В ней раскрыто учение Конфуция о самосовершенствовании человека, изложенное одним из его учеников. Вторая книга «Чжун-юн» - «Книга о середине» показывает учение о необходимости соблюдать во всём гармонию и не вдаваться в крайности. В третью книгу «Лун-юй» помещены изречения, афоризмы Конфуция и его учеников. Четвёртая книга «Мэн Цзы» раскрывает учение самого выдающегося из позднейших учеников Конфуция, известного китайского философа Мэн Цзы[38].

По своему содержанию конфуцианский культ представляет собой узаконение традиционных, сложившихся в Китае с древности, семейно-родовых обрядов. Конфуций не учил ничему новому. Он сам настойчиво повторял, что не излагает никакого нового учения, а требует только строгого соблюдения древних законов и установлений[39].

«В центр системы осмысления социальной действительности и нравственного состояния общества Кун Цзы ставит Ритуал». Им рассматривается идея истории «не на материале этапов космогонического процесса, а на материале ритуалов… по ритму смены Ритуала можно предвидеть события и через сто поколений: не может быть предела нравственному совершенству человека. Мир движется, движется и мораль. Кун Цзы проповедует необходимость учиться, он осуждает лень, праздность, хвастовство, тупость». Благодаря учению Конфуция, высокие знания и носители этих знаний пользовались большим уважением простых китайцев. «Уважение к знаниям отразилось в китайских пословицах: «Знание – сокровище, которое всегда при владельце», «Чем растить сына неучем, лучше растить свинью», «И золото имеет цену, знания же бесценны», Большие знания – богатство», «Пища утоляет голод, знания излечивают от невежества»[40].

Нравственные правила поведения, выработанные Конфуцием и его школой, стали эталоном личности мудрецов – учителей, а также легли в основу нормативного поведения человека на службе в соответствии с занимаемым местом в социально-чиновничьей иерархии. «Назначение мудреца сводилось к совершению девяти подвигов «взращивания жизни». Первые шесть распространялись на всё сущее, воплощённое в пяти живых первоэлементах: воде, почве, металле, огне, дереве. Условием гармоничного взаимодействия с природой выступили другие три элемента: приведение в норму, выявление космической благодати в самой личности мудреца, оказание помощи высветления благодати у других и поддержание жизни людей». Для китайских чиновников «существовали строго фиксированные и обязательные правила поведения». В эпоху Хань был составлен уже упомянутый свод правил – трактат Ли-цзи, с правилами обязательного применения их на практике, «причём тем старательнее, чем более высокое положение в обществе человек занимал»[41].

По религиозным верованиям китайцев, основанных на конфуцианстве, главнейшей обязанностью человека является сыновняя почтительность (сяо) и почитание предков. Невзгоды и беспорядки в обществе Конфуций видел в упадке нравственности людей, одной из причин которого является отсутствие почитания старших. В одном из конфуцианских сочинений звучит призыв: «Всегда выражать полное уважение к родителям; доставлять им пищу самую любимую; скорбеть, когда они больны; до глубины души сокрушаться при их кончине; приносить им, усопшим, жертвы с (религиозной) торжественностью, - вот пять обязанностей сыновнего благочестия»[42].

В нравственных правилах конфуцианства расписано было образцовое поведение не только родителей и детей с подчёркиванием непререкаемого права, в первую очередь, отца; не только старшего и младшего, где младший обязан уважать старшего по возрасту, положению, чину, званию и мастерству. В них показан эталон взаимоотношений между друзьями. Дружеские отношения должны носить характер искренней и бескорыстной взаимопомощи.

Главным правилом жизни, опорой всего существующего строя конфуцианская философия и религия считают строгое соблюдение обрядов (ли). Конфуций говорил: «Если не соблюдать издревле установленных обрядов, или, тем более, отменить их, то всё перемешается и возникнут нестроения. Уничтожьте брачные обряды – не будет супругов (в истинном значении этого слова), разовьётся разврат со всеми его преступлениями…, уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений – дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут; уничтожьте обряд пин-цзинь – исчезнет различие между государем и чиновниками, удельные князья будут своевольничать, возникнут притеснения и насилия»[43]. В том же древнекитайском трактате поведения «Ли-цзи» говорится, что управлять государством без соблюдения (ли) – всё равно, что слепому быть без проводника, или искать чего-либо без свечи в тёмной комнате. «Нет ли, то нельзя правильно служить духам земли и неба; нет ли, то нельзя разграничить государя от чиновников, высших от низших по общественному положению, старших от младших по возрасту» и прочее[44].

Таким образом, совершенный герой конфуцианства, также «совершенно мудр», как и его даосский аналог. Однако он не тип святого отшельника-аскета, а тип благородного мужа, учёного, чиновника, государственного деятеля, который объединяет в себе «пять добродетелей», скромен и умерен во всём.

Итак, конфуцианство – это, прежде всего «политика и административная система, верховный регулятор экономических и социальных процессов. Оно является основой китайского образа жизни, принципом организации китайского общества. Благодаря конфуцианству китайское государство и общество не только просуществовало более двух тысяч лет в почти не менявшемся виде, но и приобрело огромную силу консервативной инерции. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни»[45].

Конфуций учил, что каждый человек должен исполнять отведённую ему в обществе роль: сын чтит своего отца, подчинённый – начальника. В основе такого поведения должны лежать мораль и этика. Конфуций верил, что человек по природе больше склонен к добру, чем к злу. Он надеялся на эффективность нравственной проповеди и выступал против тех, кто хотел устроить общество на насилии и страхе наказания. Конфуций говорил о необходимости нравственного авторитета правительства: «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать». Государство, в котором всё благополучно, обязательно принесёт человеку счастливую жизнь. Поднебесная придёт к гуманности только, если строго регламентировать обязанности каждого члена общества в соответствии с его общественным положением, а также, если люди научатся владеть собой и соблюдать ритуал исходя из этических норм. При этом вся полнота власти в стране должна принадлежать императору – «сыну неба» и отцу народа. Люди в этом случае являются его детьми.

Развивая патриархально-патерналистскую концепцию государства, Конфуций утверждал, что быть высоконравственными способны только мудрые правители и благородные мужи, занимающиеся умственной деятельностью. Почётное предназначение простолюдинов, не способных к высокому знанию, является обслуживание и кормление аристократической элиты во главе с императором. Рассуждения простолюдинов о делах управления государством есть преступление. Так, социально-политическая иерархия по Конфуцию строится по принципу неравенства людей на основе разных состояний человека: по социальному положению в обществе и благородству, по умственным способностям и наличию высоких знаний у него, по возрастным параметрам и половому признаку.

В III в. до н. э. Конфуций был канонизирован. Его личность окружена ореолом святости. В честь его построены храмы. На основе его учения и древних религиозных верований возникло конфуцианство как религиозная система. Во II – I веках до н. э. эта система стала государственной религией Китая. В качестве религии конфуцианство с одной стороны заимствовала богов и духов из древних верований, а с другой, пополняла пантеон богов обожествлёнными отдельными историческими личностями. Все боги конфуцианского пантеона были разделены на три категории. В первую категорию вошли верховное божество, владыка земли и умершие предки императора. В среднюю категорию – боги солнца, луны, грома, дождя, ветра, Конфуций и 188 правителей прошлого. Низшую категорию составили боги войны и огня, местные духи земли, рек, покровители городов. Функции верховного жреца конфуцианства выполнял император. С мелкими божествами общались государственные чиновники (учёное сословие). Они должны были знать наизусть конфуцианскую литературу, что являлось критерием при отборе их на службу. Иначе говоря, они были основными хранителями конфуцианских заповедей.

Вопросы и задания для повторения:

 

1. Какие известны древние религиозные верования Китая?

2. Расскажите об исторических и древних религиозных предпосылках формирования даосской культуры Китая.

3. В чём заключается философская сущность «дао», принцип жизни по даосизму, формы деятельности даосского монашества?

4. Расскажите о трёх богах счастья и трёх видах бессмертия по концепции даосизма.

5. Изложите историю появления конфуцианства, его нравственные правила и патриархально-патерналистскую концепцию государства.