Священное знание. Проповедь. Забота о спасении души

В любом случае священнослужителям надлежит сис­тематизировать победившее новое учение или защищаемое от нападок пророков старое, провести границу между при­знанным священным и не признанным таковым и внушить это мирянам, чтобы тем самым утвердить свое господство. Такой ход событий, особенно рано имевший место в Индии, не все­гда вызван непосредственной опасностью, исходящей от враждебных существующей религии пророков. Он может быть также следствием стремления утвердить свои позиции против возможных нападок и необходимости обосновать традицион­ную практику, охранить ее от скепсиса мирян. Однако где бы развитие ни пошло по этому пути, оно приводит к появлению канонических книг и догматов, правда, - поскольку речь идет именно о догматах, - в различном объеме. В канонических книгах содержатся откровение и священные традиции, догма­ты являются толкованием их смысла священнослужителями. Откровения пророков или содержание священного учения могут передаваться в виде устной традиции. В течение ряда веков священное учение брахманов переходило из уст в уста, и возможность записать его вызывала ужас, что и повлияло на литературную форму этого учения и обусловило также доста­точно серьезные отклонения в текстах различных школ (шакх). Причина заключалась в том, что обладать знанием мог лишь тот, кто имел соответствующие качества, т. е. дважды рожденный93. Сообщить знание не дважды рожденному, ис­ключенному из этой сферы вследствие его принадлежности к

определенной касте (шудра), было святотатством. Подобным эзотерическим характером магическое учение отличается на своей ранней стадии повсюду, что вызвано стремлением за­щитить интересы профессии. Однако повсюду существуют и элементы магии, которые становятся предметом системати­ческого воспитания всех остальных людей, принадлежащих к данному народу. В основе древнейшей, распространенной повсюду системы воспитания лежит анимистическое воззре­ние: так же, как магу для его профессии необходимо второе рождение, новая душа, и харизма героя должна быть пробуж­дена, проверена, замкнута магическими манипуляциями в его душе, чтобы и он вторично родился для героических поступ­ков. Такого рода харизматическое воспитание с его послушни­чеством, проверкой мужества, мучительными испытаниями, степенями посвящения и достоинства, инициациями и подго­товкой к праву носить оружие существует рудиментарно почти повсюду в качестве сохранившегося института каждого воин­ственного общества. Когда колдуны постепенно превращают­ся в священнослужителей, это не влияет на существование данной, столь важной функции светского воспитания, и свя­щеннослужители стремятся не выпускать ее из рук. При этом тайна знания как такового постепенно нарушается, и учение священнослужителей превращается в письменно зафиксиро­ванную традицию, интерпретируемую посредством догматов. Книжная религия такого рода становится основой системы образования не только для священнослужителей и их сторон­ников, но и для мирян, и в первую очередь для них.

Не все, но большинство священных канонических книг обрели свою окончательную редакцию, в которую не вошли светские или во всяком случае несовместимые с религиозны­ми представлениями сочинения, в ходе борьбы между рядом групп и пророков, стремящихся к господству в общине. Там, где не было такой борьбы или где она во всяком случае не угрожала традиции, канонизация учения шла очень медленно. Так, иудейский канон был утвержден только на синоде в Ямнии (90 г.н.э.)94 вскоре после падения теократического государства и, вероятно, для отпора апокалиптическим пророчествам, но и тогда только в принципе. Канонизация вед произошла, очевидно, вследствие противодействия интеллектуальной ереси; христи­анских священных книг - вследствие той опасности, которую представляло для религии, построенной на благочестии горо­жан среднего класса, интеллектуальное сотериологическое учение гностиков Древняя буддийская интеллектуальная со-териология, в Каноне на языке пали, напротив, явилась след­ствием угрозы, исходящей от пропаганды народной религии спасения, махаяны. Классические книги конфуцианства, так же как восстановление закона Моисея Ездрой, были введены

политической властью, и именно поэтому первые вообще не стали священными, а книга Ездры обрела это качество по­здно, так как оно всегда связано с деятельностью священнос­лужителей Только Коран был сразу же записан по приказу халифа и сразу же стал священной книгой, потому что для полуграмотного Мухаммеда самый факт существования свя­щенной книги как таковой был признаком престижа его рели­гии Все это было связано с распространенными представле­ниями о табуировании и магическом значении письменных документов Задолго до окончательного установления канони­ческого содержания Ветхого Завета запрещалось касаться торы и признанных аутентичными пророческих книг, так как тем самым «руки становились нечистыми» Нас не интересуют здесь детали этого процесса Так же как и то, что именно включали в канонизированные книги Магическим достоинством священных певцов обусловлено, что в Веды наряду с героичес­ким эпосом проникли и насмешки над пьяным Индрой95, и стихи всевозможного содержания, в ветхозаветный канон - любовная песнь , а также представление о личной значимости всех ре­чей пророков, что в Новом Завете оказалось письмо апостола Павла частного характера97, а в Коране - суры, трактующие о семейных неурядицах в жизни пророка98 Завершение канона обычно обосновывалось теорией, согласно которой только определенная эпоха в прошлом обладала благословением пророческой харизмы по теории раввинов, - это время от Моисея до Александра Македонского, по теории католической церкви, - только век апостолов В целом здесь правильно от­ражено противоречие между пророческой систематизацией и систематизацией священства Пророк систематизирует, исхо­дя из предельных единых ценностных позиций, стремясь унифицировать отношение человека к миру Священство сис­тематизирует содержание пророчества или священной тради­ции, казуистически-рационально расчленяя и приспособляя его к мышлению и жизненным привычкам социального слоя, к которому оно принадлежит, и подчиняющихся ему мирян Практически важным в процессе образования книжной рели­гии является переход в подготовке священнослужителей от древнейшей чисто харизматической стадии к литературной образованности, будь то в полном смысле слова следованием признанному священным канону, или в ослабленном значении - следованием руководящему значению фиксированных свя­щенных норм, как, например, в египетской Книге мертвых" Чем большую роль играет грамотность и в ведении чисто мирских дел, чем больше эти дела становятся объектом бюрократического управления, функционирующего посред­ством установлений и актов, тем больше воспитание светских должностных лиц и образование вообще переходят к священ-

нослужителям или они сами занимают - как это происходило в средневековых канцеляриях - должности, где ведение дел требует умения писать Как далеко заходят эти процессы, за­висит, помимо степени бюрократизации управления, также от того, насколько другие слои общества, прежде всего военная знать, сумели создать собственную систему воспитания и взять это воспитание в свои руки Ниже мы остановимся на вопросе о двойственности в системе воспитания, которая мо­жет отсюда возникнуть, затем на полном подавлении или пре­сечении дальнейшего развития системы чисто жреческого воспитания, что может быть следствием либо бессилия свя­щеннослужителей, либо отсутствия пророчества или книжной религии

Стимулом для развития специфического содержания учения - если не единственным, то наиболее сильным - слу­жит образование религиозной общины Она придает догма­там их специфическую значимость Ибо с ее появлением воз­никает потребность отграничиться от других соперничающих учений, распространить свое учение, а тем самым и утвердить его значимость Правда, эта значимость может быть усилена посредством внерелигиозных мотивов То, что Карл Великий настаивал на следовании во франкской церкви догмату филиокве (одна из причин разделения церквей Востока и Запада)100, объяснялось политическими причинами, противодействием господству византийской церкви Приверженность широких масс Востока и Египта совершенно непонятным догматам и формулам учения монофизитов была выражением антиим­перского и антигреческого сепаратистского национализма, по той же причине позже коптская монофизитская церковь пред­почла господство арабов господству римлян101 Таких приме­ров множество Однако, как правило, различие отдельных учений подчеркивается главным образом в ходе борьбы свя­щеннослужителей с ненавистным индифферентизмом, из опа­сения, что рвение их сторонников ослабнет, из стремления напомнить о важности принадлежать к данной деноминации и затруднить переход в другую Прообразом всего этого служат магически обусловленные татуировки членов тотемных групп и военных союзов и близкий к ним обряд раскрашивания тела, посредством которого различаются индуистские секты Но и обрезание, и субботнее табу постоянно трактуются в Ветхом Завете как признак отличия от других народов, и это в самом деле оказывало такое действие, причем с громадной силой То, что христиане праздничным днем недели избрали день бога Солнца, было, вероятно следствием влияния сотериоло-гического мифа из мистагогических учений переднеазиатских религий с их поклонением Солнцу, но одновременно служило и отличием от иудаизма Мухаммед избрал для еженедельного

богослужения пятницу, быть может, желая отделиться от иудеев, после того, как его попытки приобщить их к своей ре­лигии потерпели неудачу, что же касается полного запреще­ния вина, то для этого существует так много аналогий в древ­ности и в Новом времени (рехавиты, назореи)102, что нет не­обходимости видеть в этом, как это часто делалось, стремле­ние предохранить мусульман от восприятия христианского причащения кровью Господней. В Индии различные учения являются либо практическо-этическими - в соответствии с пророчеством личного примера, либо ритуальными - вслед­ствие внутренней близости к мистагогическому учению Пре­словутые десять пунктов, которые привели к расколу в буд­дизме на соборе в Вайшали103, содержат преимущественно правила монастырского устава, часто самые незначительные, необходимые только для того, чтобы подчеркнуть обоснован­ность существования отдельной организации - махаяны. В странах Азии догматы почти не служат признаками различий религий Правда, Будда проповедовал четыре благородные истины в качестве основы своего практического учения о восьмиступенном пути, который ведет к освобождению от