рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История религии

История религии - раздел Религия, Основы религиоведения Глава Vi Происхождение Религии Основные Подходы Одна Из Кон...

Глава VI

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ

Основные подходы Одна из концепций происхождения религии

к решению проблемы была выдвинута представителями тео-

происхождения религии логических и околоцерковных кругов и вошла

в историю изучения религии под названием

концепции "прамонотеизма", или первобытного монотеизма. Впервые

в сжатом виде она была сформулирована шотландским литератором

и ученым Э. Лэнгом (1844 - 1912) в его книге "Становление религии".

Однако в наиболее полной форме она была изложена католическим

пастором В. Шмидтом (1868 - 1954), который посвятил обоснованию

этой концепции 12-томную работу "Происхождение идеи Бога". Суть

теории "прамонотеизма" сводится к тому, что за всем многообразием

существующих верований, в том числе верований отсталых народов,

можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца.

Именно она предшествовала всем формам религии, и лишь впос-

ледствии к ней примешались загрязнившие ее элементы. Для подт-

верждения этой теории В. Шмидт привлек огромный массив

этнографических фактов, давая им теологическую интерпретацию,

факты же, которые не укладывались в его схему, оставлял вне поля

зрения. Эти факты показывали, что монотеизм является не исходным

пунктом религиозной эволюции, а этапом развития одной из ветвей

генеалогического древа религии.

Была выдвинута гипотеза о существовании "дорелигиозного

периода" в истории человечества. Сторонники этой гипотезы утвер-

ждали, что у людей, живших на ранних этапах развития общества,

не было религиозных верований, ибо их сознание было непосредст-

венно вплетено в практику и не могло создавать каких-либо абст-

ракций, в том числе религиозных. Многие этнографы, антропологи и

религиоведы на рубеже XIX - XX вв. приводили сведения о суще-

 

 

 

ствовании племен столь низких в своем культурном развитии, что у

них якобы полностью отсутствовали религиозные представления и

понятия. Но после тщательного изучения жизни этих племен, их обы-

чаев, языков, особенностей мышления исследователи неизменно обна-

руживали у них зачатки религиозных верований и культовой

практики. Поэтому гипотеза о существовании "дорелигиозного

периода" так и осталась гипотезой.

Учитывая, что процесс антропогенеза растянулся на 2 - 3 (а мо-

жет быть, и более) млн. лет и что большая часть человеческой истории

до сих пор недостаточно изучена, современные религиоведы

скептически относятся как к теории "прамонотеизма", так и к гипотезе

о существовании "дорелигиозного периода". В настоящий момент мож-

но с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы

религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно

к этому времени относится появление человека разумного (Homo

Sapiens), который достаточно резко отличался от своих предполага-

емых предшественников физическим строением, физиологическими и

психологическими характеристиками, был способен к созданию

понятий и определенного уровня абстракций.

О существовании религиозных верований в тот период истории

свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Установ-

лено, что сапиентный человек хоронил своих близких в специальных

погребениях, причем над покойниками предварительно совершались

обряды их подготовки к последующей жизни. Их тела покрывались

слоем охры, рядом с ними клали оружие, предметы домашнего обихо-

да, украшения и т. п. Следовательно, первобытные люди уже имели

представление о том, что наряду с реальным миром существовал мир

иной, где обитали умершие.

Религиозные верования нашли отражение и в произведениях

пещерной живописи. Подавляющее большинство древних наскальных

рисунков - это сцены охоты, изображения людей и животных, иногда

людей, ряженных в звериные шкуры, а иногда - зооантропоморфных

существ. Анализ этих рисунков позволил учёным сделать вывод о том,

что первобытный человек верил в существование особого рода связей

между людьми и животными, а также в возможность воздействия на

поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

Первобытные верования Одна из форм религиозных верований по-

лучила название "фетишизм" от португаль-

ского слова fitico (магическая вещь), которое, в свою очередь, является

производным от латинского слова factitius (магически искусный). Она

впервые была обнаружена португальскими моряками в Западной

Африке, а затем многочисленные аналоги фетишизма были выявлены

во многих районах мира.

Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший во-

 

 

 

ображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб

животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому

предмету приписывались не присущие ему свойства (способность

исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Если

после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в

практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш,

и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача,

то фетиш выбрасывался или заменялся другим.

Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что

они не всегда относились с должным почтением к выбранному ими

предмету: за оказанную помощь его благодарили, за беспомощность

наказывали. В этом плане интересен африканский обычай истязания

фетишей, причем не только для их наказания, но и для побуждения

к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш, африканцы

вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш

лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит

их.

Другой ранней формой религиозных воззрений следует считать то-

темизм - веру в существование родственной связи между какой-либо

группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом живот-

ных или растений. Название этой формы религиозных верований

происходит от слова "ототеман", которое на языке североамериканских

индейцев племени оджибве означает "род его".

В ходе изучения тотемизма установлено, что его возникновение

было тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного че-

ловека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие

людям возможность существовать, становились объектом поклонения.

На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исклю-

чало, а даже предполагало употребление тотемных животных и рас-

тений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему аборигены

Австралии выражали словами: "Это наше мясо". Однако такого рода

связь между людьми и тотемами относится к глубокому прошлому,

и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и до-

шедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обо-

роты.

Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы

социальных, в первую очередь кровно-родственных, отношений. Члены

родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что они

произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема.

Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков, а с другой

- к изменению отношения к тотему, в частности к появлению за-

претов (табу) на употребление тотема в пищу, за исключением тех

случаев, когда поедание тотема носило ритуальный характер и на-

поминало о древних нормах и правилах.

Еще одной формой первобытных верований и связанной с ними

 

 

 

практики была магия (греч. mageia - колдовство, чародейство) - со-

вокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера

в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного

мира с помощью определенных действий. Истоки - этой формы

религиозных верований были наиболее полно описаны английским эт-

нографом Б. Малиновским в его работе "Магия, наука и религия". Изу-

чая жизнь туземцев тихоокеанских островов, Б. Малиновский

подметил очень любопытную закономерность. Оказалось, что туземцы

используют магию в земледелии при посадке клубневых растений, уро-

жай которых бывает изменчив, но магия не применяется при

культивировании плодовых деревьев, дающих устойчивый, стабильный

урожай. В рыболовстве магические приёмы практикуются при промыс-

ле акул и других крупных и опасных рыб, при ловле же мелкой рыбы

магия считается излишней. Постройка лодок всегда сопровождается

магическими обрядами, при строительстве же домов магия не исполь-

зуется. Это позволило Б. Малиновскому сделать вывод, что магические

представления возникают тогда, когда -человек не уверен в своих

силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит

не столько от самого человека, сколько от множества привходящих

факторов. Именно это и заставляет его полагаться на помощь

таинственных сил и совершать магические действия.

В глубокой древности магические представления и обряды носили

недифференцированный характер, но в дальнейшем произошла их

дифференциация. Современные этнографы классифицируют магию по

методам и по целям воздействия. По методам воздействия магия

делится на контактную (путем непосредственного соприкосновения

носителя магической силы с объектом, на который направлено

действие), инициальную (магический акт направлен на объект, ко-

торый недосягаем для субъекта магической деятельности), парциаль-

ную (опосредованное воздействие через остриженные волосы или

ногти, остатки пищи, которые тем или иным путем попадают к

носителю магической силы), имитативную (воздействие на подобие

объекта). По целям воздействия магия делится на вредоносную, во-

енную, промысловую, лечебную, любовную и т. п.

Обычно магическими приемами занимались специально подготов-

ленные люди - колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою

способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды кол-

лектива. Но главное состояло не в том, что они сами верили в свои

необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обра-

щался к ним за помощью в самые критические моменты. Соответ-

ственно этому колдуны и шаманы пользовались особым почетом и

уважением у первобытных людей.

Наконец, говоря о первобытных формах верований, нельзя не упо-

мянуть об анимизме (от лат. anima - душа) - вере в существование

душ и духов. Детальный анализ анимистических верований был дан

 

 

 

английским антропологом Э. Тайлором (1832 - 1917) в его работе

"Первобытная культура". Согласно теории Э. Тайлора, эти верования

развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических пред-

ставлений возник в ходе размышлений древнего человека над такими

явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из

переживаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии

правильно объяснить эти сложные явления, "первобытный философ"

вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и покида-

ющей его время от времени. В дальнейшем формируются более слож-

ные представления: о существовании души после смерти тела, о

переселении душ в новые тела, о загробном мире. Второй ряд

анимистических верований возник из присущего первобытным людям

стремления к олицетворению и одухотворению окружающей

действительности. Древний человек рассматривал все явления и пред-

меты объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их же-

ланиями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда возникает вера в

отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, живот-

ных, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась в

политеизм, а затем и в монотеизм.

Основываясь на факте широкого распространения анимизма, Э.

Тайлор выдвинул формулу: "Анимизм есть минимум определения

религии". Эту формулу использовали в своих построениях многие

религиоведы, однако в ходе обсуждения тайлоровской концепции

анимизма выявились и ее слабые стороны. Главным контраргументом

были археологические и этнографические данные, которые свидетель-

ствовали, что религиозные верования первобытных людей (например,

тотемизм или фетишизм) зачастую не включают в себя

анимистических представлений. Такие верования были названы "пре-

анимистическими". Однако несомненным является то, что

анимистические верования входят составной и весьма существенной

частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную

душу- все это модификации анимистических представлений перво-

бытной эпохи.

То же самое можно сказать и о других ранних формах религиозных

верований. Так, сохранившаяся вплоть до наших дней вера в амулеты,

талисманы, священные реликвии является не чем иным, как

пережитком первобытного фетишизма. Отголоски тотемизма можно

обнаружить в существующих во многих религиях пищевых запретах,

в изображении существ в облике животных. Магические верования и

ритуалы легли в основу культовой практики религий. Значительное

место принадлежит магии в сфере бытовых суеверии: вера в порчу,

в гадания, заговоры.

На ранних этапах развития человеческого общества первобытные

формы религиозных верований не существовали в чистом виде, они

самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому

 

 

 

ставить вопрос о том, какая из этих форм верований возникла раньше,

представляется не очень корректным. Видимо, речь должна идти о ком-

плексе религиозных верований. Композиция этого комплекса могла

быть весьма разнообразной. Например, у аборигенов Австралии наибо-

лее предпочтительным был тотемизм с тщательно разработанной систе-

мой табу. Среди многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока

доминировала магия и тесно связанная с ней практика шаманизма.

Что касается народов Африки, то они отличались большей склонностью

к фетишизму.

Эволюция религии Комплекс рассмотренных первобытных веро-

в период перехода ваний стал ядром родоплеменных религий,

к классовому обществу которые отличались большой пестротой, так

как отражали специфические для того или

иного рода и племени условия обитания, социальные связи, особен-

ности материальной культуры и т. п.

Период доклассового общества характеризовался низким уровнем

развития производительных сил и относительно простыми социаль-

ными отношениями. Он растянулся на много тысячелетий, и в его рам-

ках происходили существенные изменения как в общественной жизни,

так и в религиозных верованиях. На ранних этапах родового строя

основным объектом религиозного поклонения была природа. В

зависимости от географической среды и хозяйственной специализации

несуществующими свойствами наделялись различные стороны окружа-

ющей первобытных людей действительности. Так, племена,

занимавшиеся собирательством и примитивным земледелием, покло-

нялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена - диким

животным. Но в родоплеменных религиях отражались не только силы

природы и специфика хозяйственной деятельности, в них отражались

и социальные отношения. Например, смена матриархата патриархатом

и возникшая на основе этого новая организация общества привели к

существенным изменениям в религиозном сознании. Женские духи,

почитание которых было повсеместным во времена матриархата, пос-

тепенно вытесняются духами мужского рода. Отправление культа так-

же становится мужским занятием. В эпоху раннеродового строя

религиозные верования отражали и реальное равенство соплеменников.

Духовные существа, носили в основном безличный характер, и у людей

не было представлений об иерархии духов. В культовой деятельности

преобладали магические обряды и инсценировки, в которых участво-

вали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов еще

не были жестко отделены от массы верующих.

К существенным изменениям в характере религиозных верований

привело разложение родоплеменных отношений и углубление социаль-

ной дифференциации внутри племен. Со временем в руках отдельных

общинников начинают накапливаться материальные богатства, в их

 

 

подчинение попадают рядовые соплеменники. Выделение вождей и

усиление их роли в жизни племени постепенно ведут к их сак-

рализации, они становятся объектом религиозного почитания не только

после их смерти, но и при жизни. Социальное расслоение внутри пле-

мен и формирование племенной аристократии тоже нашли свое отра-

жение в содержании религиозных представлений. Ранее аморфные и

безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются опреде-

ленные функции, возникает иерархия духов, которая во многих чертах

воспроизводит социальную иерархию. Полидемонизм - почитание

множества духов - вступает в свою завершающую стадию.

На смену ему идет политеизм, превращающий наиболее почита-

емых духов в божества. Над бестелесными душами и духами предков,

местными гениями скал, источников и деревьев начинают возвышаться

более могучие божества, влияние которых не ограничивается мест-

ными, индивидуальными или племенными условиями. Хорошей иллю-

страцией становления политеизма могут служить религиозные

представления кондов - дравидских племен, обитающих в горных

районах Индии. Мир кондов населен огромным количеством местных

духов, они управляют природными явлениями и влияют на челове-

ческую жизнь. Над местными духами стоят души выдающихся людей,

которые стали божествами - покровителями племен. Выше их стоят

шесть великих богов: бог дождя, богиня первых плодов, бог плодо-

родия, бог охоты, бог войны, бог - судья умерших. Еще выше этих

богов стоят бог солнца Бура Пенну и его жена, могучая богиня земли

Тари Пенну.

Высшее место в иерархиях чаще всего занимали боги, которые

были связаны с небом или небесными явлениями (Тянь - в Китае,

Ра - в Египте, Индра и Шакра - в Индии). Но эти боги не были

бесформенными существами, они были богами - зооморфитами, ан-

тропоморфитами, социоморфитами.

Божества земли в политеистических системах ставились в один ряд

с небесными богами. Так, в древнем природном культе Китая Тянь

(небо) и Ту (земля) были связаны между собой супружескими узами

и почитались как мировые родители. Гимны Вед упоминают о богине

земли Притгиви, а служители ведической религии обращались с моль-

бой о милости не только к Отцу-небу, но и к Матери-земле. В древ-

негреческой религии олицетворением земли была Гея, которая

породила небо, море и горы и взяла себе в супруги Урана - божество,

олицетворяющее небо.

Важное значение в политеистических системах имели боги-

воители, что было связано с истребительными войнами, характерными

для периода перехода от родоплеменных отношений к классовому

обществу. В ходе этих войн происходило объединение племен,

образование племенных союзов. Соответственно этому происходил

синтез религиозных представлений. Во главе политеистического

 

 

 

пантеона обычно оказывался бог племени-гегемона. Так появляется

генотеизм - одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в

том, что, признавая существование многих богов, та или иная

общность людей считает своим непосредственным покровителей лишь

одного из множества богов и поклоняется только ему. Отсюда остается

всего один шаг до монотеизма.

В период перехода от родоплеменного строя к классовому

обществу произошли существенные изменения и в сфере религиозной

практики. Отношение к богам стало отличаться от отношения к

духам умерших людей и безличным духам природы, скроенным по

образцу духовной природы человека. Если на ранних этапах развития

человеческого общества отношения с душами умерших и духами

рассматривались как дальнейшее развитие повседневного общения

людей между собой, то впоследствии эти отношения приобретают

характер общения несоизмеримых по своему статусу существ.

Изменяется и характер жертвоприношений. Многочисленные

жертвы, в том числе человеческие, приносятся не только душам

высоко стоящих в социальной иерархии людей, но в первую очередь

богам, причем эти жертвоприношения начинают строго регла-

ментироваться. Тонкости и нюансы жертвоприношений были известны

жрецам, которые постепенно отделяются от массы рядовых верующих

и образуют особое сословие, занимающее одно из самых высоких

мест в социальной иерархии. Нередко жречество становится наслед-

ственной профессией, что было связано с эзотерическим характером

жреческого знания, передающегося из поколения в поколение.

Появляются постоянные святилища и храмы, которые становятся

средоточием религиозной жизни. Жертвоприношения, доходы с

храмовых земель, а также материальная поддержка светской власти

укрепляют экономическое и политическое влияние жречества.

Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается

в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, откры-

вается новая страница в истории религии, страница, повествующая

о развитии и функционировании религиозных систем государственно

организованных народов.

Глава VII

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

§ 1. Индуизм

Индуизм - религиозная система, теснейшим образом связанная

с историей и специфической социальной структурой народов Южной

Азии. Последователей индуизма насчитывается в мире более 700

млн., и проживают они почти исключительно в странах Южной

 

 

Азии, прежде всего в Индии (ок. 83% населения). Большинство

составляют индуисты и в королевстве Непал.

Возникновение, эволюция, Процесс синтеза нескольких этнокультур-

основные направления ных компонентов, в результате которого

возникла богатая культура современной Индии, начался три тысячи

лет назад; системообразующим фактором стала религия древних

арьев. Весьма аморфный комплекс религиозных представлений, ха-

рактерных для периода становления классового общества (опреде-

ляемый обычно как ведическая религия), зафиксирован в Ведах -

сборниках гимнов, заклинаний, заговоров, молитв арьев. Наиболее

существенными чертами этого комплекса можно считать представ-

ления о принадлежности последователей ведической религии к одно-

му из трех сословий-варн ритуально полноценных людей,

"дваждырожденных" арьев, идею об общении их с миром богов через

посредника - жреца-брахмана, совершающего по сложному ритуа-

лу, описанному в Ведах, жертву богам.

К концу первого тысячелетия до н. э., по мере расслоения пле-

менного общества, становления государств, включения все новых эт-

носов в процесс складывания индийской культуры, архаичность,

племенная ограниченность, эзотеричность сложившейся на основе

ведических представлений религиозно-философской системы, опре-

деляемой исследователями как брахманизм (в силу исключительной,

ключевой роли в ритуале и социальной практике жреца-брахмана),

- стали помехой для общественного развития. Не соответствовал

брахманизм и структуре земледельческой соседской общины, став-

шей основной хозяйственной и социальной ячейкой индийского

общества. В этой общине в социально-хозяйственные и ритуальные

связи вступали новые группы, не имевшие доступа к ведическому

ритуалу.

Пережив глубокий кризис, значительно трансформировавшись, вы-

держав конкуренцию с буддизмом и джайнизмом, брахманизм, а точ-

нее - уже индуизм, смог наиболее полно удовлетворить общественные

потребности, прежде всего своей органической связью, даже слиянием

с кастовой системой. Унаследовав у ведической религии и развив пред-

ставления об иерархии ритуально неравных групп людей, о роли брах-

мана как посредника в общении людей с богами, сохранив Веды в

качестве священных текстов (но снабдив их многочисленными ком-

ментариями), индуизм тщательно проработал понятия перерождения

души в мире (сансара) согласно закону воздаяния (карме), опреде-

ляемого прежде всего соблюдением норм поведения для данной группы,

касты. Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чисто-

той индивида, родившегося в соответствующей касте. Нарушение же

правил взаимоотношения между кастами ритуально оскверняло чело-

века и влекло не только прижизненное наказание (например, исклю-

 

 

 

чение из касты ж лишение прав состояния), но и рождение в сле-

дующий раз в крайне неблагоприятном виде: в низкой касте, вне

социума (в группе внекастовых "неприкасаемых" - изгоев общества)

или в образе животного.

Освоение- индийской цивилизацией обширной племенной

периферии, включение в систему общественного разделения труда все

новых и весьма архаичных этносов в качестве каст делали нор-

мативность индуизма, его роль поведенческого детерминатора тем бо-

лее эффективной, чем органичнее он включал в себя местные культы.

Плюрализм индуистской социальной практики сочетался с

мифологической сложностью и множественностью пантеона. Социаль-

но объединяют индуистов понятие касты, авторитет брахмана, знаю-

щего священные тексты, всеобщность закона воздаяния - кармы,

почитание коровы. Мифологическая пестрота упорядочена через пред-

ставление о воплощениях богов - аватарах, их явлениях - манифес-

тациях. Обряды поклонения богам могут быть самыми

разнообразными, фактически ритуализованы (и подконтрольны брах-

манам) многообразные социальные и даже физиологические прояв-

ления жизни. Очередное пребывание человека в этом мире

сопровождается циклом обрядов - от зачатия до смерти. Единой

религиозной организации в индуизме нет.

Исторически индуизм оформился в два основных направления -

вишнуизм и шиваизм, причем оба испытали воздействие мощного ком-

плекса доарийских представлений, опиравшихся на тантрические куль-

ты, в которых идея и символика плодородия, роль женского начала,

экстатичность культовой практики, значение кровавой жертвы были

очень велики. Созвучные идеям позднего брахманизма представления

и практика тантризма повлияли на генезис таких явлений, как ас-

кет-йогин, отшельник-садху.

В индуизме есть образ Тримурти - космического духовного нача-

ла, имеющего три ипостаси - Вишну, Шива, Брахма. В шиваизме

наиболее почитаемым божеством стал Шива, главная функция кото-

рого- использовать накопленную подвижничеством энергию на раз-

рушение и воссоздание мира. Страшному, разрушительному,

внушающему ужас образу Шивы соответствует образ его супруги (точ-

нее - ипостаси, энергетически его дополняющей) - богини Кали (или

Дурги, Парвати). Повелевая демонами, насылающими несчастья, бо-

лезни, катастрофы, Кали является объектом массового культа в боль-

шей части Индии, предметом почитания миллионов индийских

женщин в особенности. Наиболее распространенным и почитаемым

символом единства Шивы и его женской половины является весьма

абстрактное скульптурное изображение первопричины их энергетиче-

ская могущества - их половых признаков: йонилингама и ардханари.

Другое направление индуизма - вишнуизм - выдвинуло на пер--

 

 

вый план образ бога Вишну, осознаваемого в качестве хранителя

мирового порядка. Выполняя эту функцию, Вишну является в мир в

различных воплощениях - аватарах. Основные и наиболее почитае-

мые - Рама, герой индийского эпоса, праведный царь - победитель

демона; еще более известен Кришна, сложный по происхождению и

символике, но в общем бог-защитник. Популярность этой аватары

Вишну в новое и новейшее время объясняется не в последнюю очередь

личностным, интимным, эмоциональным, персонифицированным ха-

рактером его образа и культа. Именно кришнаизм наиболее ярко вы-

разил идеи позднего индуизма - течения бхакти, и прежде всего -

идеи любви к богу, не нуждающейся в традиционном культе и отрица-

ющей роль касты. Этот своеобразный процесс реформации в Индии

породил сикхизм.

Третий член троицы (Тримурти) высших божеств индуизма -

Брахма - выступает как первопричина мира, но в культовой

практике заметной роли не играет.

В повседневной жизни подавляющего большинства индийцев

фигурируют либо аватары, проявления, манифестации Шивы или

Вишну, причем под местными названиями и в свободной форме, либо

второстепенные божества из их окружения, действующие лица бога-

тейшего мифологизированного эпоса Индии. В индийской семье часто

поклоняются Матерям, осознаваемым как проявления богини Кали,

Ганеше - слоноголовому сыну Шивы, дарителю удачи и достатка, Ха-

нуману - обезьяне-герою, помощнику Рамы в борьбе с демоном Ра-

вавок" йонилингаму Шивы, змеям-нагам - подземным божествам и

повелителям небесных вод из свиты Вишну-Нарайана, свирепой ипос-

таси Шивы Бхайраву, карающему за проступки. Огромное значение

имеют паломничества к наиболее почитаемым храмам и к водам свя-

щенных рек.

Особенности Условия формирования и развития индуизма

философских воззрений определили своеобразие его философской

системы. Яркая, сочная, богатая и многооб-

разная, рассчитанная на все уровни индивидуальною сознания, эта

религиозная система отличается своей плюралистичностью.

Характерный доя индуизма политеизм (не ограничивающийся пок-

лонением основной триаде - Шиве, Брахме, Вишну) давал возмож-

ность выбора как самого объекта культа, так и формы его почитания

в зависимости от конкретной цели обращения к божеству, за каждым

из которых были закреплены определенные функции, а также в

зависимости от направления в индуизме, которого придерживался

индивид, будь то шиваизм, вишнуизм или их многочисленные раз-

новидности.

В сфере философии индуизм разработал проблему соотношения

общего и частного, конечного и бесконечного, единства Космоса, Абсо-

 

 

 

люта, относительности истины. Широта индуизма проявилась и в вы-

работке понятия о Вселенной, и в разработке пространственно-времен-

ных характеристик, имеющих единицей космического времени "день

Брахмы", равный 4320 млн. астрономических лет. Отсюда представ-

ления о бренности и сиюминутности настоящего, определившие

квиетизм, умозрительность и созерцательность философских систем,

основанных на индуизме.

Центральное место в философской концепции индуизма занимает

доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и

поступками в предшествующих рождениях (карма). Целью любого

индуистского культа является реализация связи с его объектом, исчез-

новение противопоставления индивидуальной души (атмана) мировой

(Брахману). При высокоразвитом сознании индивида противопостав-

ление Пракрити (природы) Пуруше (вселенскому Человеку, обобщен-

ному духовному образу Вселенной) также должно исчезнуть, подобно

противопоставлению своего "я" конкретному объекту индуистского

поклонения.

В соответствии с религиозно-философскими представлениями

индуизм разработал определенные нормы общественных установлений

с детальной регламентацией поведения в зависимости от места

индивида в социально-кастовой иерархии индийского общества, а так-

же в зависимости от его возрастной принадлежности, выделив четыре

периода (ашрама) в жизни индуса: брахмачарья - ученичество, гриха-

стха - главенство в семье, ванапрастха - отшельничество, саньяси -

аскеза и отрешение от земного.

Реформация индуизма Одну из наиболее серьезных трансформаций

индуизм претерпел в XIX - XX вв. В этот

период не раз доказывавшая прежде свою уникальную гибкость и спо-

собность противостоять любым попыткам ассимиляции религия по-

лучила сильный стимул к развитию. Толчком послужило

распространение культуры и религии британских завоевателей, начав-

шееся в стране под их влиянием быстрое развитие буржуазных отно-

шений. В таких условиях и были предприняты первые попытки

реформации индуизма.

Предтечей реформации в Индии по праву считается выдающийся

бенгальский мыслитель Рам Мохан Рой (1772-1833). Обладавший

широким кругозором и эрудицией, изучивший ряд языков (в том числе

английский, арабский, древнееврейский, латинский, санскрит), бен-

гальский аристократ Рам Мохан Рой стал основателем первых в Индии

национальных газет и светских школ - колледжей, а также создал

в 1828 г. религиозное общество "Брахмо самадж" - "Общество Брах-

мы", единого Бога, которому должны были поклоняться не только

индусы, но и мусульмане и христиане.

В деятельности общества, как и в воззрениях Роя, проявилась важ-

 

 

 

ная особенность всего процесса модернизации индуизма: в Индии за-

частую трудно либо вовсе невозможно разделить религиозную рефор-

мацию и просветительство. И именно в работах Рам Мохан Роя

наиболее отчетливо прослеживаются просветительские тенденции в

критике религиозных традиций, представления о разуме, здравом

смысле как важнейшем критерии подхода к обычаям и вероучитель-

ным положениям.

Значительный след в реформации индуизма оставило созданное в

1875 г. Даянандой Сарасвати (1824-1883) религиозное общество

"Арья самадж". Близкое к "Обществу Брахмы" по реформаторскому

духу, по монотеистическому толкованию Вед и стремлению избавиться

от идолопоклонства, кастовой системы, неравноправия женщин и

других наиболее одиозных установлений традиционного индуизма,

"Арья самадж", однако, отказалось от сближения с другими религиями,

провозгласив лозунг "Назад, к Ведам!". Обращение к древней

индийской традиции стало одним из важнейших слагаемых широкой

популярности Общества (оно объединяло до 1,5 млн. индуистов, в то

время как численность "Брахмо самадж" не превышала 10 тыс. че-

ловек). Важно отметить, что индийское реформаторское движение, в

целом бывшее скорее брожением интеллигенции города, не привлекло

крестьянских масс, как в Европе, и с течением времеди движение

реформации "навстречу массам" все более опиралось на индуистскую

традицию, на постепенное восстановление наиболее важных черт

индуизма. Возвращаются положения ортодоксального индуизма, такие,

как политеизм, хотя и в переосмысленном виде. Приспосабливаясь к

новым общественным требованиям, индуизм тем не менее по-преж-

нему существует в массовом религаозном сознании в устоявшихся,

привычных формах.

Наиболее успешную попытку примирения реформаторских и орто-

доксальных взглядов предпринял жрец калькуттского храма Кали Ра-

макришна Парамахамса (1836 - 1886), учивший, что каждый

определенный круг решения религиозных проблем и соответствующие

формы культа составляют одну из стадий познания единого Бога.

После смерти Рамакришны его последователями была создана

всеиндийская неоиндуистская организация, получившая название

"Миссия Рамакришны". Возглавивший миссию ближайший ученик Ра-

макришны Свами Вивекананда (1863 - 1902) сделал следующий шаг

в создании учения, цель которого - охватить не только все

религиозные и морально-этические учения, но и вообще все духовное

начало в мире. Развивая мысль Рамакришны об истинности и не-

противоречивости всех религий, Вивекананда приступил к реальному

воплощению идеи духовного мессианства Индии. Утверждая, что все

дороги ведут к истине через моральное очищение, Вивекананда в своих

 

 

 

действиях в первую очередь руководствовался постулатом: "Европа

должна узнать от Индии, как покорять природу внутреннюю. Мы преу-

спели в развитии одной фазы человечества, они - другой. Соединение

обеих - вот что необходимо". Миссия Рамакришны, основанная им в

1897 г. как всемирная организация, распространяет сегодня идеи не-

оведантизма по всей Индии и в десятках стран мира.

Индуизм Активное включение индуизма в политичес-

в политической жизни кую жизнь страны началось в XIX в. в общем

современной Индии контексте борьбы индийского народа против

колонизаторов и протекало параллельно с

процессом трансформации этой религии, вызванным коренными струк-

турными изменениями в жизни индийского общества, и прежде всего

становлением и развитием капиталистических отношении.

В политике Индии 80-х годов XX в. "индуистский фактор" пре-

ломляется прежде всего сквозь призму индуистского коммунализма,

включающего апеллирование к традиции, использование идей,

понятий и ценностей индуизма для достижения политических целей,

отождествление религиозной и этнической общности ("индиец -

= индуист, индус"). Отчетливо обнаруживается историческое противо-

стояние индуистской и мусульманской общин, охватывающих соответ-

ственно ок. 83 и 11% населения страны. Взаимоотношения

индуистской общины с конфессиональными меньшинствами (сикхами,

христианами и пр.) не носят столь напряженного характера, но

внимание коммуналистов неизменно приковано к электоральному

поведению представителей этих религий.

Еще до независимости в Индии возникли две крупные комму-

налистские организации - Хинду Махасабха (практически прек-

ратившая свое существование после 1947 г.) и Раштрия Сваямсевак

Сангх (РСС), объединяющая сегодня десятки тысяч индусов и выпол-

няющая роль главного центра и поставщика кадров индуистских ком-

муналистов. Будучи запрещенной организацией, РСС теснейшим

образом связана с рядом партий, открыто участвующих в политической

борьбе. С начала 80-х годов выразителем политических устремлений

РСС стала Бхаратия Джаната Парти, набравшая силу и популярность

в течение десятилетия и добившаяся феноменального успеха на вы-

борах в парламент страны 1991 г. Особенностью 80-х годов стала рез-

кая конфессионализация общественно-политического сознания

подавляющей части населения, о чем говорит в том числе и

стремительный рост численности различного рода коммуналистских

организаций и группировок. В стране насчитывается более 500

индуистских коммуналистских объединений, в деятельности которых

принимает активное участие несколько миллионов человек.

 

 

§ 2. Джайнизм

Возникновение Создателем новой веры считается кшатрий

Вардхамана, живший в VI в. до н. э. на

территории современного индийского штата Бихар. До тридцати лет

он вел жизнь мирянина: женился, имел дочь, но затем, раздарив все

свое имущество, ушел из мира и многие годы странствовал. Через 12

лет подвижник и аскет достиг "высшего знания" и стал Джиной -

"победителем" (титул, присваиваемый наиболее почитаемым

религиозным учителям). Еще три десятка лет Джина, он же Махавира

("великий герой"), в странствиях проповедовал новую веру, обратил

в нее множество учеников и, наконец, достиг "конечного освобож-

дения", нирваны. Последователи учения Махавиры верят, что он был

двадцать четвертым тиртханкаром (создателем пути), первый из ко-

торых - царь Ришабха - жил еще в те времена, когда люди не умели

считать, писать, готовить пищу. Именно Ришабха, научив их этому

и многому другому, заложил также основы будущей религии.

Такие претензии на исключительную древность джайнизма не на-

ходят фактического подтверждения. Религиозная джайнская литера-

тура относится к более позднему периоду, чем время жизни

вероучителей. И первые датированные свидетельства о джайнах

(надписи царя Ашоки), и первый вариант писаного канона появились

в III в. до н. э. Сама же религиозно-философская система джайнизма

сложилась в середине I тысячелетия до н. э. В этот период "брожения

умов" в Индии появилось множество неортодоксальных течений и

школ, отрицавших авторитет Вед и покоящиеся на нем ритуально-

социальные нормы. На базе возникшего комплекса идей, радикально

реформировавших религиозно-философское содержание ведийско-

брахманистской традиции, и складывалась религиозная система

джайнизма. Вместе с тем обрядовая сторона прежней религии,

традиционные ритуалы были во многом восприняты новым учением.

Важнейшие тексты джайнского канона, включающего 45

сочинений, приписываются самому Махавире. Однако при попытке

создания на основе текстов, изустно передававшихся после его смерти

в нескольких поколениях, варианта писаного канона произошел раскол

джайнской общины на два направления. На вседжайнском соборе в

городе Паталипутре этот канон получил признание "шветамбаров"

(одетых в белое). Последователи другой ориентации - "дигамбаров"

(одетых пространством) - сохранили большую приверженность исход-

ному джайнизму. Считая утерянным древний истинный канон

Ришабхи, дигамбары имеют собственные священные тексты и отрица-

ют ряд эпизодов и положений из канона шветамбаров. В таком

противопоставлении проявилась важная особенность джайнизма -

расхождения различных школ затронули главным образом вопросы

 

 

 

обрядности, условий жизни верующих и общины в целом, в то время

как по основным вопросам вероучения сохранялось согласие.

Вероучение, ритуалы, Стержнем вероучения джайнизма, принявше-

предписания го общую для индийских религий концепцию

кармы и конечного освобождения - нирваны,

является самосовершенствование души. Не признавая существования

бога-творца, джайны считают душу вечной субстанцией, а мир -

изначальным. Преодолевая полученную как результат прежних

жизней телесную оболочку, душа может, совершенствуясь, достичь

всеведения, всесилия и вечного блаженства. Но достичь нирваны, прер-

вать цепь перерождений может лишь аскет, а не мирянин, и потому

в религиозных установлениях столь большое значение придается ас-

кетической практике.

Джайнизм не знает противопоставления материальною и духов-

ного. Душа присутствует в каждом растении, в любой вещи. Пред-

ставления о всеобщей одушевленности природы определяют главенство

в джайнской этике принципа ахимсы - ненанесения вреда живым су-

ществам. С какой формой жизни ни столкнулся бы джайн, он должен

воздержаться от умерщвления сам и удержать других. Поэтому не

только охота и рыболовство, но и земледелие и скотоводство, связан-

ные с гибелью живых существ, - профессии, запретные для джайнов-

мирян. Наиболее ревностные из них пьют лишь процеженную воду,

ходят с повязкой на рту и даже подметают перед собой дорогу, чтобы

случайно не проглотить или не раздавить какое-нибудь насекомое.

Джайны не только не употребляют в пищу мяса, но, стремясь не на-

носить липшего вреда и растениям, не едят клубней, корней и плодов,

содержащих много семян.

Как и большинство древнеиндийских религиозных учений,

джайнизм видит основную свою задачу в разработке норм и

предписаний, способных помочь человеку в достижении религиозного

идеала, в поисках "пути освобождения". Путь этот Джина определил

как следование "трем драгоценностям". Первая - "совершенное воз-

зрение": видение мира в соответствии с учением Махавиры, убежден-

ность в его абсолютной истинности. Вторая - "совершенное знание":

познание учения, сущности души и мира. Идти к этой цели можно

и должно всю жизнь, а для начала необходимо приобрести ограничен-

ное знание с помощью наставника - гуру: познать самого себя, сущ-

ность своего "я", правильно понять свою цель (освобождение от

кармы). Третья - "совершенное поведение": преодоление желаний и

соблюдение религиозных правил. Этика джайнов жестко диктует пов-

седневные нормы поведения. Все члены общины добровольно принима-

ют на себя пять основных обетов: не причинять вреда живому, не

красть, не прелюбодействовать, не стяжать, быть искренним и бла-

 

 

 

гочестивым. К основным нередко добавлялись и иные добровольные

обеты и ограничения.

Все джайны - и монахи, и миряне - члены одной общины. По-

скольку освобождение от кармы считалось возможным лишь для мо-

нахов-аскетов, и мирянам следовало в течение некоторого времени

вести монашеский образ жизни. Формально монахом мог стать любой

джайн, но попасть в этот особый, высший слой в среде джайнов, стать

образцом для подражания мирян означало также полностью порвать

с обычной жизнью. Питаясь милостыней, монахи чередовали

паломничества с кратковременным проживанием в монастырях. Про-

ходя после трех лет послушничества обряд посвящения и принимая

новые строгие обеты, монах навсегда вступал на полный лишений путь

аскета.

Характерно, что джайнизм не создал собственной бытовой обряд-

ности, и джайны-миряне прибегали в ряде случаев к услугам брах-

манов. Кастовое деление в джайнской общине играло гораздо меньшую

роль, чем у индуисгов. Однако значение кастовых институтов посте-

пенно возрастало, что обеспечивало джайнизму сравнительную ус-

тойчивость в индусском обществе.

Зародившись в Бихаре, джайнизм нашел немало приверженцев на

юге (преимущественно дигамбары) и на западе (шветамбары) Индии,

однако составить конкуренцию буддизму и индуизму не смог. Упадок

джайнской общины явственно обозначился с первых веков новой эры.

На юге Индии община, лишившаяся покровительства индуизирован-

ных правителей, пережила массовое обращение своих членов в

индуизм, потерю влияния и, наконец, в эпоху мусульманских заво-

еваний практически полностью утратила прежние позиции. В торговых

городах севера богатые джайнские купцы сумели избежать гонений

в годы правлений мусульманских династий. Укрепляя свои позиции

и влияние в области финансов, торговли, ростовщичества, используя

покровительство князей, джайны сумели составить основу складывав-

шейся в Раджпутане и Гуджарате торгово-ростовщической прослойки.

И сегодня, продолжая заниматься в основном финансовой и

предпринимательской деятельностью, небольшая (менее 1% насе-

ления) джайнская община играет заметную роль в экономической

жизни Индии.

§ 3. Сикхизм

Истоки сикхизма берут свое начало в средневековой Индии конца

XV - начала XVI в. на северо-западе страны в районе пятиречья

("пандж аб" - "пять рек"), представлявшем собой своеобразный буфер

на стыке двух цивилизаций и двух культур - индуистской и ислам-

ской. Сикхизм начал складываться в рамках индуизма, объединяя го-

 

 

 

родские торгово-ремесленные слои; он синтезировал в себе ряд как

индуистских, так и мусульманских (в особенности присущих суфизму)

черт. Основателем сикхизма считается гуру (учитель) Нанак (1469 -

1538/9), последователи которого стали называть себя сикхами -

учениками. После смерти Нанака проповедь его учения продолжили

еще девять гуру, последним из которых был Говинд (1675- 1708).

Все они считаются десятью воплощениями одного и того же гуру, про-

поведовавшего единое учение.

Особенности учения Сикхизм - монотеистическая религия, отвер-

о Боге гающая многобожие индуизма: один из эпите-

тов Бога у Нанака - "Эк" (Единственный,

Единый, Один). Разрешение проблемы дуализма ("дубидха"), прео-

доление ее - главная цель человека, стремящегося постичь Бога. Ин-

дуистские боги Брахма, Вишну, Шива и мусульманский Аллах - все

они сливаются в Божестве. У Единственного нет собственного имени.

Нанак обращается к нему, используя и индуистские, и мусульманские

имена: Хари (этот вишнуитский термин встречается наиболее часто),

Гопал, Рам, Парамешвар, Аллах, Сахиб и т.д.

Бог определяется понятиями "ниргун" (лишенный качеств) и "са-

гун" (наделенный качествами, имеющий качества). Главное его со-

стояние - ниргун: это абсолютная сущность, лишенная каких бы то

ни было атрибутов. Но для того чтобы человек мог познать его, он

по своей воле превращается в сагуна (что никоим образом не связано

с приобретением антропоморфного облика, он всегда невидим и про-

является через свои деяния) - ту свою ипостась, к которой обращается

человек в общении с Всевышним, в состоянии медитации, в пении

гимнов.

Он воплощает в себе Создателя, Хранителя и Разрушителя (ка-

чеетва, присущие Брахме, Вишну и Шиве), он всемогущ и всеведущ;

мир, созданный им, изменчив и невечен, а Бог вечен, он существует

в прошлом, настоящем и будущем сам по себе, о его сущности говорят

такие эпитеты, как "без начала", "существующий вне времени", "не-

рожденный", "бессмертный". Он вне цепи перерождений, вне смерти,

и поэтому у него не существует видимых (изменчивых и недолговеч-

ных) воплощении - аватар (подобно аватарам богов индуистского пан-

теона), он никогда не имеет видимой формы, его невозможно описать,

он вне возможностей интеллекта, непознаваем, неописуем и необъ-

ясним ни с помощью произнесенного слова, ни с помощью написан-

ного. В то же время он "Сат" (Реальность, Истина, Правда).

Постижение Бога и соединение с ним возможно для каждого че-

ловека, следующего путем любви, веры, преданности ему и размыш-

ляющего о его деяниях. Служение Богу ни в коей мере не

подразумевает отход от мирских дел, отшельничество или аскетизм,

а, наоборот, предполагает активную жизнь, полную труда, выполнение

 

 

 

дхармы (долга) домохозяина. Неотступное следование этим принципам

должно привести в конечном итоге к прерыванию цепи рождений и

к слиянию с божеством. Каждый может общаться с Богом напрямую,

без посредников.

Вызовом индуизму является стержневая идея сикхизма о равенстве

всех людей перед Богом, отрицание каст и кастовой системы. При На-

наке и последующих гуру была введена особая форма богослужения

- "сангат", подразумевавшая совместное присутствие сикхов - не-

зависимо от касты - на проповеди гуру и совместное исполнение ими

гимнов. Несколько позже появилась практика проведения совместных

трапез, на которых присутствовали и передавали из рук в руки чашу

с водой все члены общины - также независимо от касты и социального

статуса.

Эволюция сикхизма При пятом гуру - Арджуне (1581 - 1606) -

была составлена священная книга сикхов

Адигрантх ("Изначальная Книга"; она также носит название Гуру-

рантх - "Книга Гуру", Грантхсахиб - "Книга-Господин"), в которую

вошли гимны пяти первых, а впоследствии и остальных гуру, наряду

с гимнами Кабира (XV в.), Намдева (XV в.), Фарид-уд-дина

Ганджишакара (XIII в.), Джайядева (XIV в.) и других представителей

движения бхакти и суфизма. Написанная на языке панджаби со встав-

ками на других индийских языках, эта книга хранится в Золотом хра-

ме-главной сикхской святыне - в Амритсаре.

Со второй половины XVI в. и особенно в XVII в. по мере

феодализации общинной верхушки и роста влияния крупных земле-

владельцев усиливалось противостояние панджабского крестьянства, в

первую очередь сикхов, и могольских правителей. На рубеже XVII-

XVIII вв. оно вылилось в крупнейшее антимогольское движение под

знаменем сикхизма в Панджабе. Расширение социальной базы

сикхизма (опорой движения были джаты - земледельцы, поддержан-

ные городскими слоями) вынудило гуру Говинда ввести ряд изменений

в учение сикхизма и в организацию общины. В 1699 г. было про-

возглашено, что высшая духовная и светская власть переходит из рук

гуру к хальсе (ордену "чистых") - собранию вооруженных

общинников. С этого времени и до наших дней у сикхов сохранилась

специальная церемония посвящения в общинники, а также особый ко-

декс поведения - "пять к", в соответствии с которым сикхам

предписывается не стричь волосы и бороду (кеш), носить короткие ша-

ровары (качха), волосы под тюрбаном закреплять гребнем (кангха),

всегда иметь при себе меч (кирпан) и железный браслет (кара). К

имени сикхов стал добавляться воинский титул "сингх" - "лев".Тоща

же линия живых гуру была прервана, книга Адигрантх канонизирова-

на, она стала предметом поклонения в сикхских храмах - гурудварах.

 

 

К началу XVIII в. сикхизм окончательно превратился в самостоятель-

ную религиозную систему.

Важнейшей вехой в истории Панджаба и сикхизма был период се-

редины XVIII в., когда после распада империи Великих Моголов и

успешного отражения сикхами попыток афганского правителя Ахмад-

шаха Дуррани (ок. 1721 - 1773) включить эту часть Индии в свои

владения была провозглашена независимость Панджаба (1765).

Сикхизм становится государственно религией самостоятельного госу-

дарства, возглавляемого сикхскими феодалами.

Наметившийся в XVIII в. отход от ряда принципов раннего

сикхизма (осуждения неприкасаемости, отмены обрядов самосожжения

вдов - "сати" и умерщвления новорожденных девочек в зажиточных

семьях, отказа от антропоморфных изображений божества и обоже-

ствления гуру, отказа от услуг брахманов и пр.) вызвал движение за

очищение сикхизма, что выразилось в появлении ряда групп - ниран-

кари, намдхари. Идеи этих течений нашли свое продолжение век

спустя в движении за реформацию сикхизма, отразившем новые

тенденции конца XIX - начала XX .в. в жизни Панджаба (ан-

нексированного англичанами лишь в 1849 г.) - формирование

капиталистических отношений, становление буржуазного

национализма, развитие просветительства. Теперь возрождение ран-

него сикхизма выражало интересы зарождающегося класса буржу-

азии, которому импонировали (особенно в условиях колониализма)

изначальные постулаты сикхизма о всеобщем равенстве перед Бо-

гом. В рамках реформации сикхизма и одновременно в русле

антианглийской борьбы проходило и широкое движение начала XX

в. за реформу управления гурудварами, направленное против ма-

хантов - настоятелей храмов, пользовавшихся благосклонностью

англичан и превратившихся в результате земельных пожалований

последних в крупных помещиков-землевладельцев.

Сикхский фактор По мере формирования самосознания

в общественно-политической сикхской буржуазии (а этот процесс в Пан-

жизни джабе начался позднее и шел медленнее, чем

в других частях страны) появляются ее обще-

ственно-политические организации. В 1926 г. на политическую арену

Панджаба выходит партия Акали Дал ("Орден Бессмертного"),

сформированная по религиозному принципу. Она выступала за равен-

ство мусульман, индусов и сикхов (активно противостояла, в част-

ности, куриальной системе выборов, введенной Законом об управлении

Индией 1935 г.). Влияние ее заметно усилилось после раздела Индии

в 1947 г. - после миграции мусульман в пакистанский Панджаб, а

индусов и сикхов - в индийский.

В жизни независимой Индии сикхский фактор играет важную роль.

С середины 50-х годов растут националистические устремления в

 

 

 

сикхских кругах. В 50 - 60-е годы развертывается движение за соз-

дание на этнолингвистической основе штата Пенджаб, где преобладало

бы панджабиязычное население. В 1966 г. такой штат был создан, и

большая часть индийских сикхов (около 80%) проживает именно там.

Общая численность сикхской общины в 80-е годы составляла около

14 млн. человек, это третья по величине конфессиональная общность

Индии (2% населения) после индусов и мусульман. С середины 60-х

годов регионалистские сикхские устремления приняли форму борьбы

за особым образом понимаемую автономию в рамках единого госу-

дарства, за создание сикхского государства Халистан. В 80-е годы

основной формой проявления сикхского фактора в политической жизни

Индии стал коммунализм.

§ 4. Парсизм

Современные последователи зороастризма - зороастрийцы-

бехдины называются в Индии парсами, в Иране - гебрами. Их

насчитывается в мире около 130 тыс., причем в Индии -80-100

тыс., в Иране- 12 - 50 тыс., в Пакистане - 5- 10 тыс., в англо-

саксонских странах - около 3 тыс., в Шри-Ланке - 0,5 тыс. человек.

Становление В основе зороастризма лежит комплекс древ-

зороастризма нейших индо-иранских представлений,

близких индо-арийским. Древние иранцы

поклонялись двум группам божеств: ахурам (более абстрактным, в

большей степени олицетворявшим этические категории - спра-

ведливость, порядок) и даэвам (теснее связанным с природой); они

обожествляли и сами силы природы, например воду в облике богини

Ардвисуры Анахиты. Наиболее важными и персонифицированными

этическими категориями уже в глубокой древности стали светлые бо-

жества Мазда, воплощавший мудрость, правду, и Митра - договор,

согласие, союз. Эти божества и понятия все прочнее ассоциировались

с оседлой, мирной жизнью. Издревле почитался огонь - и как огонь

очага, и как посредник между людьми и богами в жертвоприношении,

и как животворящая сила солнца, и как всеочищающее пламя. Это

его качество было особо важно, так как борьбе с ритуальным осквер-

нением в этой религии, подчеркнуто противопоставлявшей понятия

"свой - чужой", "благой - вредоносный", "чистый - скверный",

"оседлый - кочевой", "мирный - воинственный", придавалось особое

значение. В ритуале жрецы-атраваны употребляли, как и в Индии,

опьяняющий напиток хаому.

Сложившуюся в период Ахеменидов (VI - IV вв. до н. э.) религию

раннеклассового общества можно условно назвать маздеизм: в ней

прежде всего почитался Ахура-Мазда, осознававшийся как Бог-тво-

 

 

 

рец, воплощение и носитель блага. Выступал он, однако, в окружении

других божеств, весьма недифференцированных по функциям и месту

в иерархии. Наследственные жрецы-маги (магу) старательно закреп-

ляли сословный характер вероучения и культа маздеизма.

Уже в ахеменидский период начало распространяться в Иране

учение пророка Заратуштры (в греческой передаче и в современном

употреблении - Зороастра), появившееся в Восточном Иране и приле-

гающих областях Средней Азии и определившее к I тысячелетию

н. э. характер религиозных верований всего иранского народа.

Личность Заратуштры скорее реальна, хотя нет прямых доказа-

тельств его жизни и ясных сведений о месте и времени его деятель-

ности. Можно полагать, что жил и проповедовал Заратуштра в первой

половине I тысячелетия до н. э., не позже VII в., скорее - около 700

г., в восточной части расселения иранских племен. Из гатов, сох-

ранившихся до нашего времени гимнов-обращений Заратуштры к бо-

жествам, и сложившегося вокруг них комплекса текстов

вырисовывается дуалистичная картина мира, насыщенного противос-

тоянием между благими божественными ахурами и демонами-даэвами.

Бог-творец, мудрый и справедливый Ахура-Мазда, возглавляет "семе-

рых святых", наиболее почитаемые из которых, кроме него самого,

Митра - Солнце и Анахита-Ардвисура - богиня плодородия. Демо-

нов, противостоящих ахурам, возглавляет главный носитель зла -

Анхра-Манью.

Борьба Ахура-Мазды и Анхра-Манью (в греческой передаче, более

широко известной, - Ормузда и Аримана) изначальна, бескомп-

ромиссна, и каждый человек должен занять свою личную позицию

в ней, выбрать порядок-"арта" ("аша"), добро, труд, правду, свет,

чистоту, воду, огонь - или ложь-"д

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы религиоведения

Основы религиоведения.. учебник под редакцией и н.. оглавление..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История религии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Под редакцией И. Н. Яблокова
  ББК 86.3 0-75 Федеральная целевая программа книгоиздания России Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему

Основы теории религии
Глава I. Определение религии .......................... 13 § 1. Типы определений ............................ 13 § 2. Сущностные характеристики религии ................. 33

История религии
Глава VI. Происхождение религии ....................... 72 Глава VII. Национальные религии ........................ 79 § 1. Индуизм .................................. 79

Основные направления религиозной философии
Глава XII. Буддийская философия ....................... 177 § 1. Философия хинаяны ........................... 177 § 2. Философия махаяны ........................... 181

Свободомыслие в истории духовной культуры
Глава XVIII. Свободомыслие как явление духовной культуры ........ 246 Глава XIX. Свободомыслие в древнем мире .................. 253 Глава XX. Свободомыслие в эпоху феодализма ...

О человеке, обществе, мире
Глава XXII. Мировоззрение и его типы ..................... 295 Глава XXIII. Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях . . 299 Глава XXIV. Мировоззренческое значение ест

Предмет религиоведения
Стремление человека к познанию Вселенной, общества, самого се- бя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо и вечно. Огромен массив накопленной научной информац

Основные направления религиозной философии
Религиозная философия представляет собой совокупность различных посол и течений, конкурирующих друг с другом. Фило- софские направления имеются в буддизме, христианстве, исламе и

Свободомыслие в истории духовной культуры
Глава XVIII СВОБОДОМЫСЛИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ходе истории развивалась своеобразная, весьма богатая прояв- лениями, оттенками форма духовной культуры - свобод

Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе, мире
Глава XXII МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ТИПЫ Понятие мировоззрения Значение мировоззрения в жизни человека обусловлено его разумностью, тем, что его взаимодействие с окру

Свобода совести
Современное понимание свободы совести имеет в виду обеспечение в обществе таких демократических прав и свобод, которые га- рантируют личности свободу по отношению к религии, свобо

Примечания
К главе I 1 Флоренский Я. А. Вступительное слово пред защитою на степень магистра книги "О Духовной Истине" // Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1990. Т.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги