III. Брак и евхаристия

Мы входим в сокровенную область духовной жизни, чуждую и непонятную большинству современных людей; но если мы хотим строить свою жизнь и семью на духовных началах, то нужно с осторожностью и терпением углубляться в эту область и осваивать ее, желательно - под руководством духовника. Язык духовных понятий и символов чужд и непонятен светскому обществу подобно тому, как ученику младших классов непонятны категории и символы высшей математики. Последние постигаются рационалистически развитым умом, а духовные категории - чистотою сердца, духом и любовью.

Если следующие страницы кому-то покажутся трудными, он может пропустить настоящий очерк и при желании вернуться к нему позже. Этот очерк - не для тех, кто венчался ради моды и видит в венчании лишь красивый и торжественный обряд, а не сокровенное благодатное таинство Святой Церкви.

 

* * *

В глубокой древности не было отдельного чина венчания как частного богослужения, или требы. Бракосочетание совершалось на литургии как часть общецерковной службы и завершалось причащением Святых Даров, ибо, как писал Симеон Солунский: "...завершением всякого священнодействия и печатью всякого божественного таинства является Святое Причащение". В этом таинстве таинств, по мысли древней Церкви, получают завершение и все остальные христианские таинства.

Принятием Св. Даров завершалось на специальных "Крещальных Литургиях" и крещение. Воспоминанием этого является пение "елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся[16]" в некоторые праздники вместо обычного "Трисвятого". На Литургии и ныне совершается хиротония (рукоположение) во диакона, священника и епископа.

В "Послании к жене" Тертуллиан (II в.) писал, что "брак согласовывается с церковью", "знаменуется благословением", "написуется ангелами на небеси" и закрепляется Приношением, то есть Евхаристией[17].

Бракосочетание происходило на Литургии оглашенных и завершалось, как можно полагать, на Литургии верных причащением новобрачных от единой чаши: он - "во имя Отца", она - "во имя Отца", он - "во имя Сына", она - "во имя Сына", он - "во имя Святого Духа", она - "во имя Святого Духа", - причащались совместно друг за другом как единая тварь, единая плоть, как вновь созданная домашняя церковь. Священники причащаются из чаши трижды; при совместном богослужении - последовательно друг за другом.

Совместное участие супругов в Евхаристии - необходимое условие для созидания домашней церкви. Церковь есть мистическое тело Христово, и стать членом этой Церкви, иметь у себя малую церковь, теперь уже - церковь двоих - можно только через причастие Тела и Крови Христовой. Сопричащение - тот идеал, к которому супругам следует стремиться в течение всей совместной жизни.

Евхаристия всегда была и на века остается мерой церковности всей жизни христианина. У супругов должна быть совместная духовная жизнь во Христе; при ее разделении не может быть и домашней церкви. Все наши церковные беды - а во многих случаях и семейные, и общественные - проистекают от расцерковления нашей жизни, от утраты ее "евхаристичности".

Именно через совместное причащение, через совместное участие в жизни Церкви и ее таинствах и молитвах брак становится не только браком тела и браком души, но и браком духа; этим новозаветный православный церковный брак отличается от любого другого.

Христос пришел искупить нас от греха, преобразовать всю нашу жизнь, в том числе и брак, в Духе и Истине, углубить его содержание. Символом этого преобразования является превращение Иисусом Христом воды в вино на браке в Кане Галилейской.

Брак нигде не ставится так высоко, как в христианстве. Ап. Павел сравнивает его с союзом Христа и Церкви (Еф 5:23, 29-30). Выше этого сопоставления быть не может. "Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф 5:25). Церковный брак - дар, и дарован он нам Христом, но для его стяжания и сохранения нужно и усилие супругов, ибо "Царствие Небесное нудится и нужницы восхищают его" (Мф 11:12).

К сожалению, этот дар не всегда реализуется в семейной жизни верующих: к претворению его в жизнь часто даже не стремятся. С ним порою обращаются как со случайно купленной вещью, по истечении времени ставшей ненужной.

В древнерусском чине венчания (XIII в.) есть слова: "...сочетай (Господи) я (то есть их) в едину мысль, венчай их в едину любовь и совокупи их в едину плоть[18]".

"...Брак заключается, - пишет священник Иоанн Мейендорф, - между двумя членами тела Христова и является поэтому таинством. Будучи таинством, брак не есть юридический договор, а "вечный дар", доступный гражданам Царства Божия, но совершенно непонятный тем, которые этого царства не знают и не ищут [19]".

Совершителем таинства брака может быть только епископ или священник[20], то есть совершитель Евхаристии, литургически всегда представляющий всю Церковь.

Причащаясь Святых Даров, человек не перестает быть человеком, но восстанавливает свое отношение к Богу, становится частью Тела Христова и возвращается в мир, в семью и т.д. в силе Духа и Истины, со всеми данными ему талантами, возможностями творчества, служения и любви. Домашняя церковь требует творческих усилий, развивает любовь в служении семье, которое рассматривает как часть служения Вселенской Церкви, служения Христу и людям. Совершенно иное бывает, если дом превращается в замкнутый мир стяжания; домашней церкви не получается. Ее не получается и тогда, когда служение Церкви понимается только как служение вне дома. Обеих этих крайностей надо избегать.

Участие в Евхаристии, по мнению учителей древней церкви и некоторых современных богословов[21], есть превращение формального гражданского договора супругов в тайну Царствия Божия, в "брак о Господе, а не по похоти[22]". Тайна сия велика" (Еф 5:32).

Завершенный в Евхаристии и будучи "вечным даром", христианский брак дает нам надежду на то, что, как пишет свт. Иоанн Златоуст, "... и в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости[23]".

Таким образом, христианский брак связан с Евхаристией, и в ней и через нее души венчающихся сливаются с Богом неизреченным неким союзом[24]".

О выделении чина венчания из древних "брачных литургии свидетельствует все последование этого чина.

Оно начинается литургийным возгласом - "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа..." За ним, как и при служении Литургии, следует великая ектения, дополненная специальными прошениями о вступающих в брак; молитвы священника завершаются тем же возгласом, что и его тайные (ныне, но не в древности) молитвы во время первого антифона; после Апостола и Евангелия также следует сугубая ектения, содержащая дополнительные прошения, приличествующие бракосочетанию. Заметим, что на обоих ектениях, великой и малой, иерейским молитвословом предусмотрены прошения на разные потребы ("на всякое прошение", "в начале всякого доброго дела", "о путешествующих" и т.д.). На венчании при хождении вокруг аналоя поются те же три гимна, что и в алтаре при хождении ставленников во диакона и во иерея вокруг престола.

Одно из принципиальных отличий последовательности современного чина венчания от литургии в том, что на литургии после "Отче наш" причащаются из Чаши Святых Даров, а при венчании просто пьют из чашечки вино, разбавленное водой. Это питие, имеющее символическое значение, является отголоском, подобием древнехристианского совместного причащения новобрачных Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, совершавшегося в конце литургии.

Выделение бракосочетания из литургии в самостоятельный чин венчания косвенно свидетельствует о расцерковлении нашей жизни. Органическая связь брака и Евхаристии становится невозможной при браках лиц разных исповеданий, потому что при этом в жизни и в сознании неизбежно деформируется представление о домашней церкви.

Современные формы сочетания таинств брака и Евхаристии могут различаться в зависимости от духовного уровня жениха и невесты, от особенностей той или иной церковной общины.

Необходимо, чтобы желающие вступить в брак предварительно говели, исповедовались и совместно причащались. Очень желательно, чтобы готовящие себя к браку не утруждались чрезмерно приготовлениями к брачному пиру, а вместо этого участвовали бы в Божественной Литургии.

Предпочтительнее всего причащение жениха и невесты непосредственно в день бракосочетания. Невеста вполне может приехать в храм до начала Литургии, причаститься совместно с женихом, а потом переодеться в свадебный наряд в каком-либо подсобном помещении при храме.

Существует еще один вариант: обручение перед Литургией, стояние со свечами все время богослужения, совместное причащение и венчание после Литургии.

Полное возвращение "брачной литургии" возможно, однако, лишь на основании решения высшей церковной власти[25].

Во всех случаях, готовя молодежь к венчанию, следует разъяснять смысл христианского брака и православного бракосочетания и необходимость для вступления в него покаяния и причастия Святых Даров, чтобы супруги вошли в общность друг друга чистыми и духовно укрепленными. Это необходимо для созидания светлого двуединого (муж + жена) существа о Господе и для заложения основ будущей домашней церкви.