Трудовое воспитание

Трудовое воспитание - это формирование в человеке созидательного начала. В творчестве, в чем бы оно ни проявлялось, - в ухаживании за грядками и клумбами, в уборке садов и дворов, в создании научных трудов или произведений искусства, в воспитании в себе или в других (в собственных детях) личности и т.д., - во всех этих действиях проявляется наше подобие Богу-Творцу. Иисус Христос говорил иудеям: "не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? <...> Он назвал богами тех, к которым было слово Божие" (Ин 10:34-35). Бог творит из ничего, человек - из уже существующего материала, познавая законы творения и творчества. Эти законы многообразны. Ими должны владеть и скульптор, и повар, и художник, и садовник. Религия облагораживает всякое дело, если оно делается во имя Бога и любви.

Удивительны слова пророка Исаии: "Посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие. Представьте дело ваше, говорит Господь <...> и мы будем знать, что вы боги" (Ис 41:19-23). Вот библейское отношение к созидательному человеческому труду и творчеству: "рука Господня соделала" и человек "сотворил сие"... Богоподобие и соучастие в творчестве!

Любовь, как и вера, без дел мертва. Она познается по труду, физическому или моральному, выполненному во благо другого, по теплоте сердечной, изливаемой и на ближнего; мы любим не столько тех, кто заботится о нас, сколько того, о ком заботимся сами.

В трудах возрастает любовь, и трудовое воспитание - это подготовка к делам любви. Дети жалеют усталую мать, а встать вместо нее у плиты не могут. Мать в больнице, отец лежит с температурой, а взрослая дочь и сын не могут приготовить обеда и ждут, когда приедет подруга матери, обремененная собственной семьей и своими домашними и другими заботами, купит продукты, накормит больного отца и их самих, здоровых, но не приученных к труду. Тот, кто не приучен к труду, не может оказать помощь нуждающемуся, выразить ему свою любовь и сочувствие. Отсутствие трудового воспитания порождает эгоизм, иждивенческий подход к жизни и людям, беспомощность даже в простейших житейских ситуациях.

Формы трудового воспитания могут быть самыми разнообразными, в зависимости от условий и обстоятельств жизни семьи. Детей надо приучать к уборке собственных игрушек, квартиры, к покупке продуктов, мытью помещений и посуды и т.д., и т.п. Хорошо, когда у детей есть навыки ремонта помещений, починки простейших инструментов, шитья и т.д. Можно разделять обязанности между детьми либо установить дежурства, либо как-то комбинировать эти варианты.

В трудовое воспитание входит отношение к школьным урокам и выполнение домашних заданий. Здесь полезно чтение дополнительной научно-популярной и исторической литературы по отдельным разделам школьного курса и различные дополнительные занятия. Важно приучить ребенка к умственному труду, к работе мысли. К сожалению, современная школа практически не учит думать; ценятся ученики не думающие, а легко запоминающие. Очень опасный тип молодого человека - способный бездельник. Способный должен трудиться в полную меру своих способностей, школьные же учителя часто более обеспокоены отстающими. В результате наиболее одаренные получают возможность бездельничать.

Христианин должен отличаться добросовестным отношением к труду в каждой порученной ему обязанности по церкви, по дому, по светской службе и работе, но делание свое он не должен превращать в идола. "Я Господь Бог твой <...> да не будет у тебя других богов перед лицем Моим" (Втор 5:6-7).

Трудолюбие должно пронизывать все существо человека. Ум его не может быть не занят. Если в нем нет молитвы, размышлений о божественном и всяком добром деле и внимание его не сосредоточено на выполняемом труде, то человека начинают одолевать всевозможные дурные помыслы, а от них проистекают дурные желания и поступки. Пустомыслие порождает празднословие, а хулиганами становятся от безделья. Человеку, не наученному трудиться, тяжело молиться и бороться с собственным грехом. Труд обязателен в монашеском житии. И в монастыре, и в миру он - ограждение от греха, особенно от пагубных увлечений молодости.

В книге пророка Исаии, в 41-й главе, где люди называются богами, указывается вместе с тем, что труд может быть направлен и на добро, и на зло. Он может быть согласен с волей Божества - и может быть богоборческим по своему содержанию и цели, примеров чему мы видим в истории предостаточно.

Сент-Экзюпери писал: "Работая только для материальных благ, мы сами себе строим тюрьму и запираемся в одиночестве. Все наши богатства - прах и пепел, - они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить[43].

Православие относится к труду и как к послушанию, и как к творчеству. Послушание необходимо для борьбы с греховностью; творчество - это дар, за который следует возносить благодарственные молитвы и чувствовать ответственность за обладание им. Необходимо проверять себя притчей о талантах (Мф 25:14- 29; Лк 19:12-26), спрашивая: а не являемся ли мы нерадивыми и лукавыми рабами? Развивая свои "таланты", мы приумножаем их, а не употребляя в труде - утрачиваем их по слову Спасителя: "кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет" (Мк 4:25).