Палестина в Византийское время. Евреи Палестины при Византии

В 324 г. Палестина попала под власть Византии [4], император Константин принял христианство и сделал его государственной религией. Он перевел свой двор в Константинополь и приступил к большому строительству в Иерусалиме, целью которого было укрепление статуса Иерусалима как колыбели христианства [5].

В византийский период, длившийся 300 лет, она приобрела христианский облик: в Иерусалиме появились церкви, монастыри, странноприимные дома для паломников и т.д. [4]. В это время в Иерусалиме был построен Храм Гроба Господня, где по преданию был похоронен Иисус [5].

Храмовая гора, где некогда находилась святыня еврейского народа, была превращена в городскую свалку. Евреям по-прежнему не разрешалось жить в городе. Лишь раз в году, в день 9 Ава, в годовщину падения Первого и Второго храмов, они приходили на Масличную гору, чтобы оплакать разрушенный Храм и Иерусалим. Христианский проповедник IV в., переводчик Библии на латинский язык Иероним писал, что евреям приходится покупать себе право оплакивать развалины собственного города. Несмотря на строжайшие запреты, евреи тайно селились в городе или его окрестностях [4].

О многочисленном еврейском населении в Земле Израиля свидетельствует Иоанн Златоуст. В одной из своих проповедей он сетует перед паствой на дерзких мятежных евреев, которые "многочисленны в Земле Израиля, многочисленны в Финикии и многочисленны повсеместно". Иероним Стридонский отзывается о евреях, которые, на его взгляд, слишком быстро размножаются: «Еврейский народ множится, как черви».

Когда на императорский престол взошел Юлиан Отступник, еврейская община пережила краткий период расцвета. Юлиан, вопреки полученному им христианскому воспитанию, предпочел христианству греческую культуру, стремясь возвратить ей господствующее положение при римском дворе. Укрепив свою власть, он прежде всего провозгласил в пределах своей империи общую религиозную терпимость и отменил привилегированный статус христианства. Он вернул евреям гражданские права и отменил особые налоги, возложенные на них его предшественниками.

Осенью 362 г. Юлиан опубликовал свое «Воззвание ко всем евреям», в котором напоминал об отмене санкций, наложенных на евреев его предшественниками: «На всей территории моей империи вы будете свободны от тревог; наслаждайтесь спокойствием и горячо молитесь о моем царствовании пред Владыкой и Творцом мира… А когда я успешно завершу мою войну с Персией, я восстановлю святой город Иерусалим на свои средства и обновлю его, на что вы давно уже уповаете, и там восславлю вместе с вами Владыку Всевышнего».

В начале 363 г., за два месяца до начала войны с Персией, Юлиан пообещал евреям восстановить на свои средства Иерусалимский Храм и назначил одного из своих приближенных наблюдать за ходом строительных работ. Работы в самом деле начались, однако, к несчастью, произошла авария: на Храмовой горе вспыхнул пожар, вероятно, в результате землетрясения, и императорский поверенный был вынужден дать приказ о прекращении работ. Император в это время находился в пути, направляясь в Персию, и возможно, ничего не знал о случившемся в Иерусалиме; его поход потерпел неудачу, и в конце июня 363 г. Юлиан скоропостижно скончался. Власть возвратилась в руки христиан. Притеснения возобновились. Так в начале VII в. власти все настойчивее стали требовать от евреев Земли Израиля принять христианство; и действительно, многие евреи были вынуждены пройти насильственное крещение.

В начале VII в. возобновилась война между Персией и Византией, и персидская армия дошла до самых границ Земли Израиля. Неудивительно, что многие евреи и самаритяне стали сотрудничать с персами, которые обещали даровать им существенные свободы. Евреи помогли персам завоевать Галилею, Кейсарию и район морского побережья; оттуда персы пошли на Иерусалим и после двадцатидневной осады в конце мая 614 г. овладели городом [6].

За это евреи получили право проживать в городе, строить дома и синагоги. Но через 15 лет византийцы вновь завладели Иерусалимом и расправились с евреями [4].